10 компаний, которые вдохновляют
27.09.2013

10 компаний, которые вдохновляют

Нас часто вдохновляет пример других. А какие украинские компании вдохновляют их партнеров, конкурентов и коллег по бизнесу? Один из вариантов ответа на этот вопрос дают результаты нашего традиционного исследования «Компании, которые вдохновляют».

ГАЛНАФТОГАЗ

ОБЪЕКТИВНО

В настоящее время сеть Галнафтогаза является третьей в стране по числу АЗС и второй – по объему продаж (в физическом выражении).

В конце июля этого года в интернете появилось фото, сделанное во Львове: легковой автомобиль был припаркован на велодорожке прямо возле пешеходного перехода. Поскольку на авто была большая наклейка «ОККО», участники обсуждения группы «Дайте пройти» в Facebook предположили, что нарушитель имеет какое-то отношение к Галнафтогазу. Фото было размещено на Facebook-странице «ОККО» с просьбой дать пояснения. Ответ появился быстро.

Администратор страницы признал, что автомобиль принадлежит работнику компании и принес извинения львовянам за его поведение и созданные неудобства. Участники группы посоветовали компании в качестве компенсации профинансировать установку какого-то количества ограничителей на переходах в городе. На следующий день в группе появилось сообщение PR-менеджера концерна Галнафтогаз, написавшей о том, что накануне вечером было принято решение оплатить установку 50 столбиков-ограничителей. Таким образом, история не только не переросла в скандал, но и сыграла на имидж компании.

Надо сказать, что вообще страница «ОККО» в Facebook довольно живая: и компания много сообщает о своей жизни, и посетители активно оставляют свои комментарии. Разумеется, критических среди них большинство, поскольку в интернете вообще редко когда появляются непроплаченные позитивные комментарии. Но надо отдать должное – практически на каждое такое сообщение реагирует администратор, уточняя информацию, сообщая о принятых мерах, разъясняя, почему так случилось, и т. п. В результате часто неудовлетворенные клиенты меняют свое настроение, например:

04.08.2013 заправлялись на «ОККО» в Черкассах. Согласившись поучаствовать в акции, заговорились с оператором и забыли кредитку, которую по правилам должны отдавать вместе с чеком. Где-то через два часа телефон начал сыпать sms-сообщениями: снято 4,5 грн., 168 грн... Смотрим сообщения: с карты активно снимаются деньги, но уже на другой заправке «ОККО». Позвонили в банк, заблокировали карту.

Сообщаю о разрешении конфликта. Руководство компании, прибыв в Черкассы, посвятило нашему вопросу три дня и, разобравшись в ситуации, принесло нам извинения. Нет худа без добра. Теперь на черкасских заправках «ОККО» пинкод обязателен. Системы видеонаблюдения уже привезли, распаковывают. Деньги нам вернули. Инцидент исчерпан.

Быстрый рост

Первый кирпичик в нынешнее ПАО Концерн Галнафтогаз заложили в августе 1993 г., когда была создана производственно-коммерческая фирма «Ивано-Франковскнафтопродукт». Несколькими годами позже аналогичные компании были созданы в Ужгороде и Хусте. В 1998 г. Financial and Investment Energy Holding (F.I.E.H.) (основной акционер нынешнего концерна) приобрел контрольные пакеты этих предприятий.

В 1999 г. открыта первая АЗС «ОККО» (в Стрые). В 2000-м во Львове открыт первый в стране большой автозаправочный комплекс с магазином, кафе и портальной автомойкой.
В 2001 г. в результате слияния трех открытых акционерных обществ основано ОАО Концерн Галнафтогаз. Выпушены карты для безналичных расчетов «ОККО-кард». Получен первый кредит ЕББР (на смешные по нынешним временам $1,2 млн.). Потом компания получала кредиты на значительно большие суммы.

Начиная с 2003 г. Ernst & Young ежегодно проводит полный аудит финансово-хозяйственной деятельности концерна. В этом же году впервые совершена эмиссия облигаций (на 30 млн. грн.).

В 2004 г. компания при поддержке IFC разработала один из первых в стране кодексов корпоративного управления.

В 2005-м депозитарные расписки концерна включены в листинг электронной системы торгов Франкфуртской фондовой биржи.

2007 г. – на рынок выведено брендированное топливо премиум-класса Pulls 95. Компания не первой на рынке применила данный прием, но очень активно начала продвигать это топливо.

2009 г. – начало работы программы лояльности для клиентов Fishka.

В 2010 г. акции концерна включены в первый уровень листинга ПАО Украинская биржа.

Качественное развитие

Кризис 2008-2009 гг. крепко встряхнул розничный рынок нефтепродуктов. Продажи упали на 15%, ряд крупных игроков обанкротились, АЗС сменил собственников. Однако Галнафтогаз не только выстоял, но и относительно быстро возобновил рост. Для этого его владельцам и менеджменту не пришлось придумывать ничего нового, потребовались только смелость и упорство в реализации. Ставка была сделана на продукт гарантированного качества и расширение дополнительных услуг на АЗС. Помогло в этом еще и то, что компания с первых дней работала с импортным топливом, а к 2008 г. окончательно перешла на импорт.

В 2012 г. Галнафтогаз был крупнейшим импортером бензина А-95 в стране, опережая по объемам в два раза ближайшего конкурента. Основные поставки ведутся из Беларуси и Литвы (с заводов польской PKN Orlen). Причем с Литвой у компании давние и разнообразные связи, а Виталий Антонов, контролирующий акционер Галнафтогаза, с 1999 г. является почетным консулом Литвы во Львове.

Для контроля качества топлива компания располагает дюжиной собственных аккредитованных лабораторий, из которых четыре – мобильные.

Бизнес по предоставлению допуслуг на АЗС довольно хлопотный, затратный, но если все сделано правильно, то весьма доходный. Так и доход от дополнительных продаж и услуг на АЗС Галнафтогаза в 2012 г. составил 18% в общем объеме. Сейчас у компании крупнейшая в стране сеть питания в дороге. Причем кафе, рестораны и магазины открываются не только в городских АЗК, но и на трассах (и вообще компания одной из первых рискнула строить там свои АЗК вдали от крупных городов).

В значительной мере росту продаж оказывает содействие маркетинговая активность компании. Так, партнерами ее программы лояльности являются несколько крупных поставщиков услуг и ритейлеров, что способствует перекрестному росту продаж. Часто проводятся поощрительные акции для клиентов. Уже разыграно более 20 авто, турпутевки в Бразилию, Францию, розданы тысячи литров бензина.

Для повышения качества работы АЗК три года назад был начат проект (до этого два года проводился пилотный проект) по передаче их в управление партнерам из числа своих же работников (сейчас их так и называют «управляющий партнер»). Такие партнерские АЗК, как правило, имеют более высокие показатели, чем обычные. Но не менее важным в компании считают то, что такая система высвобождает инициативу людей и хорошо мотивирует их на более эффективную работу.

Концерн Галнафтогаз начиная с 2008 г. регулярно публикует нефинансовые отчеты. Отчет по результатам деятельности в 2012 г. опубликован 3 сентября. Он содержит сводную информацию о прошлогодних достижениях компании в таких сферах, как стратегические социальные инвестиции, стандарты и условия труда, программы защиты окружающей среды, ответственные коммуникации, противодействие коррупции, благотворительность, волонтерство. Причем отчет впервые составлен по методике и требованиям Глобальной инициативы отчетности GRI (стандарт G3, уровень раскрытия информации С – самопровозглашенный).

В частности, в 2012 г. почти 20 тыс. клиентов сети «ОККО» привлеченный к оцениванию сервиса на заправках. С целью проверки качества топлива отобрали свыше 71 тыс. проб нефтепродуктов общей стоимостью более 23 млн. грн. Открыли первые АЗК «ОККО», работающие с использованием солнечной энергии и энергии разницы температур в почве, первый пункт для зарядки электромобилей. Компания пополнила свой автопарк за счет более экологических в эксплуатации бензовозов и провела реконструкцию нефтебазового хозяйства с применением энергоэффективных технологий. Все сооруженные в 2012 г. АЗК комплектуются светодиодным освещением, а новые заправки теперь вводятся в эксплуатацию с учетом требований безбарьерности (то есть приспособленными для инвалидов).

 

Журнал «Комп&ньон»

Поділитись