Британский опыт нам поможет
28.02.2006

Британский опыт нам поможет

Львовщина гораздо сильнее других областей Украины пострадала от кризиса 90-х годов, потеряв 72% своего промышленного производства. Несмотря на это, в последующие годы Львовская область давала 5% от всех налоговых поступлений в стране, всего лишь вдвое меньше, чем наиболее развитый промышленный регион страны. Галичане смогли довольно быстро оправиться от шока и задействовать транзитный потенциал региона, привлечь инвестиции, оживить приграничную торговлю и создать условия для развития малых предприятий. Исследование инвестиционной привлекательности регионов, проведенное 'Экспертом', свидетельствует, что динамика развития Львовской области соответствует средним показателям по Украине.

Однако для выхода области на более высокий уровень развития необходимо, чтобы рост темпов производства значительно превышал нынешние показатели. Для того чтобы это стало возможным, областные власти разработали 'Стратегию развития Львовщины до 2015 года', о которой на круглом столе, организованном 'Экспертом', рассказал заместитель главы Львовской областной госадминистрации Валерий Пятак: 'Наша стратегическая цель - сделать область регионом постоянного экономического и предпринимательского развития, использовать ее инновационный потенциал, добиться повышения качества жизни людей. Совместно с профильными министерствами мы реализуем программу развития границы на ближайшие четыре года. В ней предусмотрено сооружение новых пунктов пересечения границы, строительство подъездных дорог. Приоритетами являются развитие Львовского аэропорта и его корпоратизация. Во время недавнего посещения Львова премьер-министр Юрий Ехануров распорядился подготовить необходимое постановление Кабмина. Среди наших приоритетных задач - создание промышленных паркингов на базе военных городков. С этой целью мы одновременно разрабатываем около десятка проектов схем планирования, создания необходимой инфраструктуры, чтобы уже во втором полугодии предложить инвесторам упрощенную процедуру доступа к этим площадкам. Во Львовской области очень много замечательных памятников истории и архитектуры, но многие из них разрушаются без должного ухода и присмотра. Безусловно, никакого бюджетного финансирования не хватит на то, чтобы их спасти. Поэтому мы сейчас разрабатываем механизмы привлечения в эту сферу частных инвестиций. Мы хотели бы пойти радикальным путем и продавать эти объекты, чтобы новые владельцы их полностью восстановили. Но это необходимо обсудить с общественностью. А пока мы заключаем договоры аренды с целевым использованием старинных зданий и обязательством арендаторов по их сбережению. Формируя эти проекты, мы говорим о том, что необходимо изменить систему управления инвестиционными потоками. Для этого в нынешнем году создадим практически в каждом районе области местные агентства содействия инвестициям, центры поддержки бизнеса, которые будут завязаны на ресурсные центры во Львове. Это позволит нам унифицировать процедуры и формировать маркетинговые планы развития территорий, продвигать их на внешние инвестиционные и финансовые рынки'.
Судя по всему, идея создания подобных агентств возникла у замглавы облгосадминистрации после посещения Великобритании, о чем рассказал заместитель министра экономики Сергей Романюк, который также был членом украинской делегации: 'Агентство по региональному развитию в Великобритании заключает соглашение с инвестором, который после выполнения своих обязательств может вернуть часть инвестированных средств в виде грантов. Характерно, что мы ни разу не слышали о каких-либо предварительных льготах для инвестора. Только после проверки выполнения инвестобязательств государство компенсирует ему часть затраченных средств. К примеру, промышленный Бирмингем вынужден был из-за сокращения производства искать новую модель развития. Благодаря тому, что местной власти удалось найти общий язык с общественностью, творческими организациями и центральной властью, всего за десять лет удалось превратить город с миллионным населением в один из культурных центров Европы. Первой рискнула местная власть, начавшая инвестировать средства в развитие объектов культуры и искусства, а затем подтянулись инвесторы. В Кардифе местная власть сумела убедить общественность в необходимости превратить депрессивный промышленный район в чрезвычайно привлекательное место для застройки частными домами. Это помогло повысить конкурентоспособность города в целом. Именно такого сотрудничества нам не хватает. Я не говорю только о Львовщине. Все дело в том, что одновременно разрабатывается много стратегий и программ, которые меняются с приходом нового руководителя области. Этот заколдованный круг необходимо разорвать.
Стратегия развития региона должна стать Библией для каждого представителя местной власти, бизнесменов, общественных организаций. Не случайно в Европе особое внимание уделяют достижению консенсуса между этими тремя партнерами. Я много лет наблюдаю за Львовщиной, и мне кажется, что именно отсутствие такого согласия мешает осуществить прорыв в определении стратегических приоритетов развития области. На Западе подобная стратегия, о которой говорил Валерий Пятак, становится делом всех жителей. К этому нам надо стремиться'.
По мнению вице-президента Украинской инвестиционной группы Александра Павленко, для реализации инвестиционного потенциала Львовщины необходимы две составляющие - кадровый ресурс и финансовый капитал: 'Во Львове сегодня достаточно юристов и экономистов, но трудно найти обычного слесаря. Мы не можем подобрать специалистов по очень многим специальностям. Это становится серьезной проблемой. Что же касается финансов, то опыт показывает, что если бы мы просто сидели во Львове или даже в Киеве, то инвестиций пришлось бы ждать очень долго. Мы должны сами идти на Запад, играть на чужом поле и осваивать правила игры. Да, это трудно. Но если мы этому не научимся, не научим своих менеджеров, то не сможем получить доступ к финансовым ресурсам. Именно поэтому акционеры нашей группы приняли решение начать новый бизнес. Мы попробуем создать инструмент привлечения инвесторов, понятный на Западе. В Европе совместно с нашими партнерами будут созданы инвестиционные фонды, которые будут вкладывать деньги как в венчурные бизнесы, так и в развитие недвижимости. Таким образом, мы будем конкурировать с западными компаниями на их рынках. С другой стороны, в нашей стране достаточно средств для инвестиций. Проблему миграции трудовых ресурсов, характерную для Западной Украины, можно превратить в большой плюс для региона. Те, кто поехал на заработки в Испанию и Португалию, получают немалые деньги, и от нас с вами зависит, где эти средства будут работать, - в Европе или в нашей стране. Поэтому очень важно, чтобы местная власть поддержала создание инвестиционных, пенсионных фондов, в которые будут направляться средства внутренних инвесторов'.
Речь идет о значительных суммах. По подсчетам Министерства экономики, среднемесячный теневой оборот средств только во Львовской области превышает пятьсот миллионов или более миллиарда долларов в год! Привлечение хотя бы половины этих средств в банковскую систему области позволило бы профинансировать немало важных проектов. С этой точкой зрения согласен управляющий львовского филиала Укрсоцбанка Олег Сергеев: 'Говоря об инвестиционной привлекательности региона, радуясь притоку внешних инвестиций, мы очень часто забываем о большом потенциале внутреннего инвестора. Наша задача - убедить людей достать деньги из чулка и включить их в экономику. Необходимо изменить имидж и методы работы налоговых органов, чтобы люди не скрывали свои доходы, а несли деньги в банк. За последние три года в этой сфере произошли положительные изменения - только за прошлый год депозиты выросли на 63,8%. Мы работаем с клиентом напрямую и видим, что это далеко не предел. Нужно повышать доверие к банковской системе, и это задача не только банков. Опыт Львовщины свидетельствует, что неосторожные безответственные заявления представителей местных властей в адрес одного из банков могут подорвать доверие к банковской системе в целом'.
Вопросы сотрудничества с местными властями, прозрачности принимаемых решений волнуют и генерального директора ОАО 'Концерн Галнафтогаз' Юрия Кучабского: 'Будет прозрачность - будут и инвестиции. Поверьте, в этом регионе немало молодых, разумных, активных людей, которые могут и хотят работать. Главное, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления строили с бизнесом партнерские отношения. Мы в компании разработали стратегию развития сети автозаправочных станций 'ОККО' на трассах, но не можем получить информацию, на каких площадках вдоль трассы Одесса-Киев, к примеру, предусмотрено создание автозаправок. Два года там ничего не строится, потому что всем органам местной власти было дано указание Министерства транспорта землю под строительство не предоставлять. Во Львовской области собираются строить две трассы на условиях концессии: Краковец-Львов и Львов-Броды. Однако никто не может сказать, где точно они будут построены. То есть отсутствуют надежные информационные каналы между бизнесом и властью, и эту ситуацию необходимо изменить'.
На этом фоне неожиданно оптимистичным выглядело выступление начальника Главного управления промышленности и развития инфраструктуры Львовской облгосадминистрации Ростислава Сороки: 'Даже в чрезвычайно трудном 2005 году у нас не было ни одной отрасли, которая бы продемонстрировала прирост менее чем семь процентов, а такие, как деревообработка, выросли за год на тридцать процентов. Показатели работы отрасли были бы намного выше, если бы не фактическая остановка нефтеперерабатывающего завода 'Галичина'. Недополученный ВВП нам лишь частично удалось перекрыть за счет динамичного развития других предприятий. Реакцией на эту ситуацию стало подписание на V Международном инвестиционном форуме 'Украина-ЕС' меморандума о привлечении американских инвестиций в строительство Бродовского нефтеперерабатывающего завода. Уже зарегистрировано акционерное общество, заключены соглашения по транспортировке нефти и подписаны протоколы по квотам на поставку этого сырья. Мы получили в наследство чрезвычайно централизованную систему экономики. Сто предприятий области формировали девяносто процентов ВВП. За годы конверсии нам удалось снизить эту цифру до семидесяти процентов. Сегодня благодаря ускоренному развитию малого и среднего бизнеса эти пропорции меняются. Нам удалось добиться сбалансированности промышленного сектора. В общей структуре экономики лишь в пищевой отрасли сосредоточено около четверти промышленных мощностей. Все остальные отрасли имеют от пяти до десяти процентов. Такая диверсификация является одним из наших явных преимуществ перед другими областями Украины. В конце прошлого года наша делегация посетила землю Тюрингия в Германии и присоединилась к соглашению о свободной передаче инноваций и высоких технологий между европейскими регионами. В этом мы видим один из приоритетов нашего развития'.
Львовщина имеет не только развитой промышленный, но и уникальный рекреационно-туристический потенциал, который необходимо всячески поддерживать. Об этом присутствующим напомнил генеральный директор ЗАО 'Трускавецкурорт' Богдан Аксентийчук: 'Только серьезные инвестиции в санаторно-курортную инфраструктуру позволят сберечь эту отрасль на конкурентном уровне. А это возможно лишь при прогнозированном законодательстве и содействии местных властей. Мы не имеем ни того, ни другого. Закон Украины о специальной экономической зоне 'Курортополис Трускавец', благодаря которому нам удалось реализовать шесть инвестпроектов, в прошлом году был неожиданно отменен. Городской совет Трускавца отпугивает инвесторов тем, что требует до двадцати пяти процентов от суммы инвестиций перечислить на согласование технических условий. Трускавец до сих пор не получил статус курорта государственного значения, не отведены земли под стратегические инвестпроекты. Вместо этого участки распродаются под строительство частных домов. Одновременно выдается разрешение на строительство еще пятидесяти пяти пансионатов на территории курорта. А отсутствие перспективного генплана развития города-курорта может вообще лишить его будущего. Такие уникальные курорты, как Трускавец, не могут контролироваться только законом о местном самоуправлении, к ним нужен государственный подход'.
К этому мнению присоединилась и директор гостинично-оздоровительного комплекса 'Мариот Медикал Центр' Ирина Дыдык. Она обратилась к областным властям с просьбой содействовать продвижению Трускавца как курорта, так как отдельным пансионатам и санаториям трудно найти средства для рекламы своих услуг за рубежом. Директор компании 'Дунапак-Украина' Михаил Тытыкало обратил внимание присутствующих на то, что даже после принятия правильных решений власти не всегда контролируют их выполнение. К примеру, введя на таможне единое окно, никто не контролирует, как долго там рассматривают документы. По словам Титикало, это может занимать полдня. А отсутствие в области специальной организации, уполномоченной осуществлять радиологический контроль ввозимого сырья и оборудования, вынуждает предпринимателей давать взятки таможенникам, которые без нужной печати не пропускают груз. Немалое оживление в дискуссию внес учредитель фабрики латексных изделий 'Перфект' Ежи Коник: 'Когда я говорю о польско-украинской границе, то не могу обойтись без бранных слов. О судебной системе - то же самое. Разрешительная система - просто катастрофа. Что касается льгот, то сегодня власть, к сожалению, 'кидает' бизнесменов, которые приходят в Украину. Мы вложили в предприятие в свободной экономической зоне 'Яворов' около пяти миллионов долларов. Но в прошлом году льготы отменили. Когда Польша входила в ЕС, пришлось закрывать свободные экономические зоны (СЭЗ), но предприятиям вернули утраченную прибыль. Нам же ничего не компенсировали'. Польский инвестор еще долго говорил о безобразном состоянии львовских дорог, перебоях с электричеством и плохом качестве местной воды. Но именно вопрос о льготах так задел замминистра экономики, что Сергей Романюк вновь взял слово, в котором пояснил - льгот не должно быть вообще. Впрочем, министерство подготовило законопроект, возвращающий ряд льгот для предприятий, расположенных в СЭЗ. В частности, речь идет о льготах при ввозе технологического оборудования. Что же касается инфраструктуры, то ответственность за ее развитие замминистра возложил на местные власти: 'Что касается дорог, канализации - все в ваших силах. В прошлом году на социально-экономическое развитие области поступило 22,9 миллиона гривен. Этим воспользовались депутаты и профинансировали определенные объекты. Мы имеем ограниченный ресурс, и его надо использовать эффективно. В нынешнем году субвенции на область предусмотрены в размере пятидесяти миллионов гривен. По закону эти средства расходуются по предложениям народных депутатов от Львовщины, согласованных с местными властями. Пожалуйста, работайте с депутатами, находите консенсус. Вы – общественность, контролируйте расход средств в области. Добивайтесь отчета о каждой копейке, потраченной на ремонт дорог. Никто, кроме вас, этого не сделает'.

Поділитись