Бюрократия на службе у роста
20.02.2006

Бюрократия на службе у роста

Быть эффективным бизнесом, "за который не стыдно", - это не пафосная мечта,  а прагматичная задача. Ее решение открывает перед компанией новые  возможности в сфере внешнего финансирования. Многие отечественные компании, решая задачу привлечения долгосрочного финансирования, как правило, используют кредитные ресурсы украинских и иностранных банков, а также выходят на открытые рынки капитала. Но кто-то пошел другим путем и использовал финансирование от Международной финансовой корпорации (МФК). Процесс его получения, может быть, и более хлопотен по сравнению с привлечением средств у альтернативных источников, но зато сотрудничество с таким авторитетным в мировом масштабе инвестором открывает перед компанией целый ряд новых возможностей.

Кто в сделке?

Безусловно, для любого инвестора привлекательной выглядит компания-лидер на рынке, которая в свою очередь динамично развивается. Компания, открытая для инвестора, раскрывающая информацию о собственности, владельцах, истории бизнеса, финансовых показателях и т. д. Замечательно, если она уже смогла преодолеть издержки быстрого роста и демонстрирует современный уровень менеджмента, качественную стратегию, прошла международный аудит и т. п. Таковыми в отношениях с МФК оказались АОЗТ "Мироновский хлебопродукт" и ООО "Сандора". Еще более высокий уровень продемонстрировал концерн "Галнафтогаз", принявший кодекс корпоративного управления и, что важнее, его исполняющий. Это позволило концерну не только привлечь в качестве инвестора МФК, но и провести три успешных частных размещения своих акций как этапы к подготовке первичного публичного предложения.

Но даже все вышеперечисленное пока еще не характерно для большинства украинских компаний и не является определяющим. Наиболее важно иметь продукт (услугу), который влияет на долгосрочную способность компании приносить доход. Как, например, это имеет место с компанией "Новая линия". Она не лидирует на национальном уровне и известна в большей степени киевлянам. "У компании был лишь один магазин, и на момент нашего первого контакта открывался второй, - вспоминает Елена Волошина, руководитель деятельности МФК в Украине. - Но компания знала, куда идет, имела хороший менеджмент и была готова раскрывать информацию. Они убедили нас в том, что будут конкурентоспособны на этом рынке, в том, что через два года (время первой выплаты по кредиту) и далее до погашения кредита смогут платить бесперебойно благодаря тому продукту, который они предлагают рынку". По словам Елены Волошиной, это - важнейший момент и главная проблема тех компаний, для которых двери сотрудничества с крупными инвесторами и
финансово-кредитными институтами закрыты: они до сих пор думают о финансировании категорией наличия залога - "у меня есть залог на миллион долларов, значит, я могу рассчитывать на полмиллиона". Компания должна быть платежеспособной на всем протяжении финансирования, и за участие в ее бизнесе "не должно быть стыдно". Чтобы убедиться в способности платить и в том, что за участие в проекте МФК будет не стыдно, корпорация выдвигает к совместной работе ряд весьма конкретных требований.

Когда бюрократизм во благо

Процесс получения финансирования от МФК часто называют медленным. Причем несмотря на то, что в документальном смысле договоренности оформляются лишь несколькими основными документами. "Документальное оформление сделки осуществляется через заключение ряда договоров. Например, первый документ - кредитный договор между МФК и АОЗТ "Мироновский хлебопродукт". В нем оговариваются такие условия, как сумма кредита, процентная ставка, назначение финансирования, условия для выделения первого и последующих траншей, сроки и условия погашения задолженности по кредиту, обязательства заемщика в течение действия договора (в т. ч. и по отчетности перед МФК), условия досрочного погашения кредита (в т. ч. при наступлении дефолта), а также события, являющиеся событиями дефолта и т. д.
Второй - договор поручительства, заключаемый между кредитором и компаниями группы заемщика, которые выступают имущественными поручителями перед кредитором за исполнение обязательств заемщика по кредитному договору. Так, в случае невыполнения своих обязательств по кредитному договору заемщиком кредитор вправе обратиться к поручителям с требованием выполнения обязательства заемщика.
"К бюрократическим ограничениям, наложенным на МФК, всегда можно подойти творчески".
И последнее - договоры обеспечения, оговаривающие вопросы ипотеки недвижимости и залогов движимого имущества заемщика и поручителей. Согласно этим договорам, заемщик и поручители предоставляют свое имущество в ипотеку или залог кредитору как обеспечение обязательств заемщика по кредитному договору. "В случае невыполнения обязательств заемщика по кредитному договору кредитор имеет право обратить взыскание на предмет ипотеки и залога и за счет его стоимости удовлетворить свои требования к заемщику или поручителям", - разъясняет Оксана Шовкопляс, старший юрист международной юридической фирмы "Бейкер и Макензи", которая привлекается для проведения юридической проверки и сопровождения подобных сделок.
Упомянутые события по кредитному договору, по словам Елены Волошиной, в МФК называют ковенантами (от англ. covenant - "соглашение, договор"). Так назывались соглашения или союзы сторонников Реформации в Шотландии, заключавшиеся в XVI-XVII вв. для защиты кальвинистской церкви и независимости страны. Примеры таких ковенант: "компания обязуется  предоставить возможность специалистам МФК посетить предприятия с уведомлением...", "Ограничение на отчуждение активов" или "Ограничение на дополнительные долгосрочные заимствования".
Отчетность же, которую компания будет обязана предоставлять кредитору, обычно включает неаудированную финансовую отчетность (management accounts) и полностью аудированную на годовой основе. Причем использование аудита компаний не из так называемой большой четверки затруднено, поскольку требует дополнительного согласования и проверки аудиторской компании специальным департаментом МФК.
Елена Волошина: "МФК - долгосрочный инвестор, цель которого – развитие компании. Все наши условия - от желания обрести уверенность в успехе проекта".
В совокупности повышенные требования к компании и серия проверок (юридических, бизнеса, аудиторской) и создают впечатление длительности. Но, во-первых, значительная часть названных работ имеет двойное значение. Так, аудит и проверка бизнеса служат не только получению финансирования, но и лучшему пониманию компанией собственного состояния дел и проекта. Во-вторых, бюрократизм процедуры влияет на то, что не только заемщик, а и компания убеждается в качестве предлагаемого к финансированию проекта. "На ЗАО "Мироновский хлебопродукт" я вышла через банк, в котором они обслуживались. Первая встреча с главой компании Юрием Косюком была весьма забавна, так как он не очень понимал, кто мы такие и шпионами какого производителя курятины являемся, - с улыбкой вспоминает Елена Волошина. - Тем не менее через 10 месяцев наша первая сделка состоялась, уже прошла вторая. И сегодня наши партнеры уже не сомневаются в том, что наша бюрократия важна и полезна для них так же, как и для нас".

И к ограничениям - подход творческий

Однако не только к заемщику предъявляются условия по вхождению МФК в проект. Огромное количество ограничений наложено и на само подразделение Мирового банка, которым МФК является. Важнейший среди таких ограничений - объем возможного финансирования со стороны МФК, который в принципе не может остигать более чем 50% от стоимости проекта. Таким образом, заемщик должен быть заранее готов к тому, что если он предлагает проект в "зеленом поле" (greenfield project - хозяйственный проект в экономически неосвоенной, непромышленной зоне или шире, "проект с нуля") и этот проект стоимостью меньше $50 млн., то МФК может профинансировать не более 35% от его стоимости. Причем независимо от того, в какой форме оно проводится - кредит, инвестиция, комбинированное финансирование. Если украинская компания ищет финансирование для проекта с объемом свыше $50 млн., то доля МФК может составить уже не 35, а 25%. Несколько мягче условия по проектам расширения (как, например, в случае с "Сандорой", "Мироновским хлебопродуктом" или "Галнафтогазом"). Тогда участие МФК может достичь 50% от стоимости проекта расширения при условии, что проект не будет превышать 25% капитализации компании. "Правда, в каждом проекте проявляется специфичность, - делится секретами Елена Волошина. - Например, что считать проектом? Можно считать только то, что будет делаться от текущего дня и в ближайшие два года (обычный срок вхождения финансирования). Но возможно также учесть в стоимость проекта то, что компания уже вложила в данном направлении. Можно творчески подойти к вопросу и при существующих ограничениях".

Ресурс на зависть конкурентам

После исполнения всех условий, прохождения всех процедур проверки компания получает главный для себя приз - сроки и ставки. МФК – нестандартная публичная организация - базовые ставки не раскрывает. Известно лишь, что процентная политика МФК в области кредитов предусматривает использование двух видов процентных ставок - плавающей и фиксированной. Плавающая привязана к LIBOR с учетом спрэда, отражающего страновой риск и риск проекта. "Процентная ставка также может быть ниже в том случае, если в нее не закладываются страновые риски, - добавляет Е. Волошина. - Так, если голландская компания, которая создает аналогичный бизнес в Украине, обеспечивает сделку своими национальными активами, то страновой риск снимается. Поэтому мы и неохотно говорим о размере базовой вилки – процесс слишком индивидуальный".
Участие в проектах компании МФК действует как штамп, свидетельствующий о качестве бизнеса.
Как показывает практика, большинство украинских компаний "не любят" процесс начисления и выплаты дивидендов. МФК при инвестировании в капитал также зачастую накладывает ограничения на выплату дивидендов. "Мы – долгосрочный инвестор, задача которого - развить предприятие. Поэтому зачастую мы и сами не "вынимаем" дивиденды и ограничиваем других акционеров через требования о соблюдении финансовых показателей. И только если компания эти требования перевыполняет, она становится способной выплачивать дивиденды", - объясняет Елена Волошина. При этом МФК обычно входит в капитал в виде классического миноритарного акционера. То есть ее доля в уставном капитале не превышает 20% и чаще всего колеблется от 10 до 15%. Это оставляет за корпорацией право участия в совете директоров. Данным правом МФК пользуется редко и лишь в случаях, когда имеет основания считать, что это необходимо для контроля над компанией. Причинами вхождения в капитал обычно становится перегруженность проекта кредитными ресурсами и возможность взять риск сегодня и получить доход завтра. Хотя к решению о вхождении в капитал концерна "Галнафтогаз" МФК пришла совсем по иной причине – инициатива исходила от самой компании.
Что же касается сроков финансирования, то они, как правило, в среднем составляют 7 лет.

Под знаком качества бизнеса

Помимо удешевления и удлинения привлекаемых ресурсов, сотрудничество с МФК для украинской компании может дать еще ряд преимуществ:
 улучшение имиджа в глазах инвесторов;
 помощь в финансировании;
 помощь в реализации проектов.

Если украинская компания стремится к привлечению финансирования со стороны институциональных инвесторов или строит стратегию выхода на IPO, то участие в проектах компании МФК действует как штамп, свидетельствующий о качестве бизнеса. МФК обладает солидной репутацией и кредитным рейтингом, наивысшим из возможных.
Это легко прослеживается в случае синдицированного кредитования с участием МФК. "Помощь в поиске финансирования была оказана по проекту гостиницы "Святая София". Стоимость проекта обуславливала границу нашего участия на уровне $13 млн., тогда как необходимо было получить $29 млн. В данном случае с нашей помощью компания прибегла к синдицированному кредитованию с участием ряда иностранных банков, - объясняет Елена Волошина. - Кстати, этот механизм весьма выгоден и банкам, которые в противном случае просто не могут провести финансирование украинского заемщика на такой срок". Правда, в случае синдицированного кредитования условия диктует уже комбанк (что обусловлено в основном требованиями к созданию резервов, достигающих в таком случае иногда 100%).
Кроме финансовой помощи, компания в результате работы с МФК приобретает опыт сотрудничества с качественным инвестором и может воспользоваться помощью этой организации в реализации нефинансовых проектов. Опыт, связанный с прохождением бесплатной экспертизы и оценки проекта (уже на платной основе), уникален тем, что проводится профильными специалистами в данном бизнесе и кредитовании, имеющими лучшую практику. "Если кредитный офицер работает над проектом в сфере ритейла, то он имеет опыт аналогичной работы в нескольких странах. Если над проектом работает технический специалист, то это специалист с 30-летним опытом. За то время, когда он общается с руководством компании о том, как несется курица, как должны быть расположены полки в магазине, как надо организовать дополнительные сервисы в работе автомойки, фирма получает уникальную информацию о лучших мировых подходах к работе", - говорит Елена Волошина.
Проекты МФК по технической помощи компаниям связаны с различными проектами. В Украине действуют восемь проектов, финансируемых различнымистранами и МФК, таких как помощь в корпоративном управлении. Примечательно, что в Украине над инвестиционными проектами корпорации работают четыре человека, в то время как над проектами помощи - около 100. Важность подобной помощи для компаний доказывается и тем, что в ряде случаев они софинансируют нестандартные проекты.
В Украине этой возможностью воспользовались, например, компании "Сандора" и "Мироновский хлебопродукт", которые по линии технической помощи проводят на своих производствах внедрение стандарта НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point - анализ рисков и концепция критической контрольной точки). Это система управления процессами по всей цепочке производства от сырья, материалов и упаковки до доставки готовой продукции конечному потребителю, направленная на устранение (или минимизацию до приемлемого уровня) возможности производства и попадания к потребителю пищевой продукции, опасной для его здоровья. Обе компании также получают по линии технической помощи консультирование по корпоративному управлению. Сюда входит консультирование в вопросах создания совета директоров, кодекса корпоративного управления, что особенно важно для компаний, "подрастающих" до размера крупных - когда ручное управление владельцами становится попросту невозможным. Ведь когда компания имеет оборот в $10 млн., то владелец способен сам управлять всеми оперативными процессами. Но если бизнес вырос до оборотов в $200 млн., то владелец не может одновременно решать стратегические вопросы увеличения капитализации, финансирования и множество других задач, а также одновременно контролировать текущие платежи, работу с новыми клиентами. Если компания динамично развивается и желает развиваться дальше, она должна становиться качественной, наилучшим образом используя качественное финансирование, качественный менеджмент, управление для реализации своих преимуществ над конкурентами. 

Поділитись