Единство дизайна и функциональности
31.07.2008

Единство дизайна и функциональности

Как мы уже сообщали, в конце октября произошло долгожданное событие в сфере украинского яхтинга: на Днепре появились еще два судна для заправки малого флота. Оба судна были построены компанией «Лигир-ИТБС» для известного в Украине концерна «Галнефтегаз». О деталях реализации проекта наш дальнейший материал...

Если углубиться в историю, то формирование инфраструктуры для обслуживания водного транспорта в Украине: яхт, катеров, гидроциклов, скутеров и пр. — началось еще четыре года назад. Тогда менеджеры «Лигир-ИТБС» в ходе диверсификации бизнеса обратили внимание на стремительный рост маломерного флота при полном отсутствии комплексов, специально предназначенных для его цивилизованной заправки. На следующий год компания поставила в страну плавучую заправочную станцию латвийского производства.

Исследовав рынок производителей водных заправок, специалисты «Лигир-ИТБС» выяснили, что ни один из предлагаемых продуктов не соответствует ни ожиданиям потенциальных эксплуатирующих организаций, ни эстетике мест, в которых находится яхтенный флот, ни отечественным нормативным требованиям. Требовался новый продукт, который бы полностью отвечал требованиям Регистра судоходства Украины (надзорного учреждения в области строительства и эксплуатации судов), касающихся строительства и эксплуатации нефтеналивных судов, а также нормам реконструкции береговой линии в части, касающейся безопарного проведения операций с нефтепродуктами по схеме «бензовоз — судно-бункеровщик».

Заправочные суда являются неизменными атрибутами яхт-клубов, марин, престижных центров отдыха, и компании «Лигир-ИТБС» удалось найти компромисс и совместить требования Регистра судоходства Украины к служебно-вспомогательному флоту с эстетикой современных катеров и яхт. При составлении технического задания на проектирование бункеровщика нового типа конструкторы «Лигир-ИТБС», с одной стороны, постарались устранить недостатки уже существующих судов аналогичного назначения, а с другой — отойти от шаблонных представлений о нефтеналивном судне как о неказистой «рабочей лошади». (Обычно бункеровщик ассоциируется с большим количеством трубопроводов на палубе, мятыми бортами, свисающими автомобильными шинами, уродливыми вентиляционными раструбами и клапанами.)

Роман Чуйко, директор киевского филиала концерна «Галнефтегаз»:
«Ни для кого не секрет, что в Украине маломерные суда заправляются в основном «из канистры». О нелегальности и вреде такого способа заправки для экологии говорить, думаю, не надо. Бункеровщики — это вполне цивилизованное решение проблемы заправки флота. Что касается дизайна водных заправочных судов, наши дизайнеры, вместе со специалистами «Лигира» немало потрудились, чтобы привести их внешний вид в соответствие со стандартами «ОККО». Сейчас мы акцентируем свое внимание на оказании дополнительных услуг владельцам водного транспорта и повышении качества сервиса. Станция будет реализовать бензин А-95 (Euro-4) и дизельное топливо. Кроме того, мы хотим, чтобы на водных заправках работала система наличного и безналичного расчета («ОККО-кард», талоны)».

Юрий Кучабский, генеральный директор концерна «Галнефтегаз»:
«Прежде чем приступить к проекту водных заправок, мы изучили опыт европейских стран. Множество стационарных комплексов работает, например, на Лазурном берегу Средиземного моря. В Польше также эксплуатируются стационарные объекты, причем на самом краю берега. В Европе, особенно на территории яхт-клубов, водный транспорт часто обслуживают стационарные береговые станции. Также используются специальные бензовозы с длинными шлангами и пистолетами, приспособленные для маломерного флота. Еще один вариант — стоечные нефтеналивные суда. Но там, в Европе, более совершенное и гибкое законодательство, плюс традиция... Что касается Украины, то у нас в этом направлении делаются только первые шаги. В общем, мы рассмотрели несколько предложений по обустройству плавучих станций и остановились на проекте, предложенном компанией «Лигир-ИТБС». Выбирая проект, мы особенно тщательно анализировали его экологичность, ведь бункеровщики в большинстве своем привязаны к рекреационным зонам. А здесь важно и то, насколько и надежна конструкция бункеровщика, и то, как он будет вписываться в окружающую среду, не нарушая естественную эстетическую гармонию и не влияя пагубно на экологию. Бункеровщики для заправки малого флота мы расцениваем как интересное и достаточно перспективное направление бизнеса. В Украине стремительно развиваются рекреационные направления и все больше людей приобретает личный водный транспорт. Но, повторяю, это только начало пути. Думаю, вскоре водные заправочные станции станут обычным явлением и обрастут дополнительными сервисами».

Алексей Сёмин, руководитель департамента судостроения «Лигир-ИТБС»:
«Привлекательный и эргономичный дизайн не единственное достоинство бункеровщиков про изводимых нашей компанией. Если говорить о техническом насыщении плавучих судов, то в Украине, пожалуй, впервые построен нефтеналивной танкер, пусть и небольшой, но в полной мере удовлетворяющий требованиям Реестра судоходства Украины в части, касающейся судов для перевозки опасных грузов, и Международного кодекса по перевозке опасных грузов по внутренним водным путям. Отличительной особенностью бункеровщика «Лигир-ИТБС» от других заправочных судов является наличие специальной системы, выполняющей анализ качества топлива, его плотность, вес, уровень подтоварной воды с учетом крена/дифферента судна. Для розничных нефтетрейдеров это очень актуальное новшество».

Несмотря на весьма небольшие габариты, в конструкцию бункеровщика удачно были вписаны сложные криволинейные обводы надстройки, навеса, фальшборта, нестандартные формы бортовых и лобовых иллюминаторов. Мачта сигнальных огней и флагов, леерные ограждения, трапы, рамы окон и дверей из нержавеющих сплавов делают судно даже элегантным. Помимо двойного корпуса и общесудового оборудования с необходимой степенью защиты, на судне смонтирован комплекс аварийно-предупредительных систем, предотвращающих случайные проливы топлива при заправке транспорта и наполнении танков самого бункеровщика. По окончанию навигации бункеровщик можно не поднимать на берег корпус судна специально усилен для возможности стоянки в ледовых условиях. Судно спроектировано и построено в полном соответствии с требованиями Классификационного общества по надзору за строительством судов (Регистр судоходства Украины), санитарных правил, правил охраны труда, экологической безопасности, о чем имеются необходимые экспертные заключения.

Вадим Васильев, руководитель проекта плавучих заправочных станций концерна «Галнефтегаз»:
«Первый наш бункеровщик установлен на территории рекреационно-оздоровительного центра «Зеленый порт», (о. Жуков, Киев), второй — отбуксирован в яхт-клуб «Максим-марин» (Новая Каховка). Украина имеет достаточно большую протяженность внутренних водных путей по Днепру, Дунаю, а также черноморского и азовского побережий при практически полном отсутствии водных заправочных станций. Таким образом, есть серьезный потенциал для развития целой сети нефтеналивных бункеровщиков. Мы надеемся, что это хорошее начало нового направления по заправке водного флота под брендом «ОККО».

Игорь Величко, генеральный директор «Лигир-ИТБС»:
«В настоящее время специалисты нашей компании ведут подготовку к строительству новых модификаций бункеровщиков, предназначенных для стоянки в морских портах и акваториях, а также бункеровщиков типа «река-море», которые можно будет перемещать в пределах акваторий в зависимости от конъюнктуры рынка, географии бизнеса и требований конечных потребителей. Уже разработана техническая документация бункеровщика увеличенной вместимости (65 м3), специально спроектированного для работы в морских акваториях. Документацию мы плаируем также согласовать в российских классификационных обществах и прочих надзорных органах для того, чтобы получить право на строительство и реализацию наших бункеровщиков в России».

Лариса Иванова, директор по развитию «Лигир-ИТБС»: « Специфика плавучих бункеровщиков предназначенных для заправки маломерных судов требует, чтобы данные суда эксплуатировались специализированными компаниями, которые располагают солидным опытом продаж нефтепродуктов в розницу и необходимой инфраструктурой для бесперебойных поставок качественного топлива: собственными нефтехранилищами и бензовозами. Заправочная станция на воде — это все-таки судно, которое требует регулярного технического обслуживания не только ТРК, счетного устройства и системы замера уровня, но и корпуса, палубных механизмов, общесудовых систем и периодического предъявления их надзорным органам. Для выполнения сервисных функций в компании «Лигир-ИТБС» был создан штат сотрудников со специальным образованием в области кораблестроения, они сопровождают бункеровщики на протяжении всей их «жизни» — от момента проектирования, спуска на воду и после передачи заказчику».

Поділитись