Есть куда развиваться
19.01.2009

Есть куда развиваться

Президент влиятельной в Западной Украине «Универсальной инвестиционной группы» Виталий Антонов о перспективах своего региона

Начиная свой бизнес в Западной Украине в середине 90-х, мы видели, как остановились практически все большие заводы, на улице оказалась масса высококвалифицированных работников. Какая-то их часть уехала за границу. Многие стали просто «челночить», зарабатывая стартовый капитал. Другие создавали ЧП, СП и т. д. За 15 лет метаний они приобрели огромный опыт. Этого времени было доста- точно для зарождения (или лучше сказать – возрождения) института мелких собственников. Кстати, сегодня во Львовской области на 2,5 млн. человек населения приходится 62 тыс. субъектов хозяйствования. Языком статистики – это 23 предприятия на тысячу населения. В Донецкой области – 18 предприятий на тысячу населения, а в среднем по ЕС этот показатель составляет 45 предприятий на тысячу населения. Как видим, нам есть еще куда развиваться, но акцент с торговли должен перемещаться на производство – мелкое и среднее. Кроме того, много малых и средних компаний, работающих на рынке свыше 10 лет, уже имеют опыт переживания кризиса 1998 года. Это что касается истории.

Теперь о реальной экономике
На самом деле антикризисная составляющая должна присутствовать в каждом бизнес-планировании. На порядок менее эффективно принимать антикризисные меры, когда кризис уже начался. Кроме того, во время развития бизнеса и роста рынка никогда не стоит впадать в эйфорию от перспектив: нужно четко придерживаться пропорции между собственным и заемным капиталом, покрытия долга EBITDA и помнить, что годовой кредит необходимо возвращать через год, и не факт, что вам его рефинансируют на последующие годы. Это аксиома. В Украине сейчас много примеров, когда годовыми кредитами финансировали долгосрочные проекты. И собственно такие бизнесы теперь имеют больше всего проблем. Мы в своих компаниях смоделировали разные сценарии развития ситуации: план «А» – кризис касается только внешней среды (рост курса доллара, ограниченность кредитов, задержка платежей и пр.); план «Б» – кризис внешней среды плюс кризисные явления в компании (ко всему вышесказанному добавляется падение объемов реализации) и план «В» – дефолт страны. Под эти сценарии мы разработали четкие планы действий по защите и сохранению компании. Конечно, действительность намного сложнее любых моделей, но у менеджмента есть четкое видение, куда и как двигаться в разных ситуациях

PDF cтатті

Поділитись