Как установить автомобильный газозаправочный пункт на АЗС
23.01.2007

Как установить автомобильный газозаправочный пункт на АЗС

Юрий Каличевский,
начальник отдела инновационных проектов ОАО «Концерн Галнефтегаз»:
- Создавать сеть газовых заправок наша компания начала в 2005г. — тогда были установлены первые 15 модулей на заправочных комплексах «ОККО». В 2006г. «Концерн Галнефтегаз» ввел в эксплуатацию еще 40 модулей (всего ныне задействовано 55 газовых станций в девяти областях Украины). В этом году планируем установить еще 35-40 модулей как на действующих, так и на строящихся АЗС.
- Что подтолкнуло «Галнефтегаз» к созданию газовых заправок?
- С одной стороны, нас подтолкнуло состоявшееся повышение цен на нефть и нефтепродукты, с другой — необходимость расширить ассортимент нефтепродуктов, предлагаемых сетью АЗК «ОККО», и предоставить покупателю право выбирать то автомобильное топливо, которое ему доступно. Установка газовых пунктов привлекает на наши АЗС дополнительное количество автолюбителей, использующих сжиженный газ как автомобильное топливо. Немаловажной причиной установки газовых пунктов было стремление снизить количество вредных веществ, попадающих в атмосферу из выхлопных газов автомобиля. При использовании сжиженного газа, выхлопные газы автомобиля значительно менее вредны относительно «бензиновых» выхлопов, они содержат значительно меньшее количество СО, вредных соединений серы и азота.
- С какими проблемами сталкивается компания, обращаясь к местным органам власти за разрешением построить или установить новый модуль?
- Самая большая проблема — это несовершенство законодательной базы, касающееся механизма согласования проектной и технической документации. Есть расхождения в требованиях различных государственных ведомств — пожарной охраны, санитарно-эпидемиологической службы, подразделений Министерства охраны окружающей среды, а так-же подразделений Комитета по охране труда.
Указанные ведомства прежде всего руководствуются своими внутренними распоряжениями, письмами, постановлениями, которые иногда противоречат друг другу. В Украине пока нет единых общих требований, определяющих работу этих служб по вопросам согласования проектной документации по пунктам сжиженного газа.
Также немаловажной проблемой, на наш взгляд, остаются требования государственных строительных норм, предусматривающие определенные ограничения минимальных расстояний от газовых пунктов до различных объектов производственного и бытового назначения. При этом преследуется одна цель: создать безопасные условия эксплуатации газовых пунктов.
Мы согласны, безопасная эксплуатация — это основное требование. Но данные нормы разрабатывались достаточно давно, исходя из уровня развития техники и технологии, существующего на то время. Сегодня технология изготовления и технические характеристики оборудования, которое устанавливается на газовых станциях, значительно усовершенствовались и, как следствие, способны обеспечить требуемую степень безопасности с меньшими нормативными разрывами.
Примером этому есть условия эксплуатации газовых станций в Польше и Чехии, где расстояние от газовых пунктов до бензиновых емкостей, операторных и других строений значительно меньше, чем то, которое требуют наши украинские строительные нормы. Изменение указанных требований даст возможность устанавливать газовые пункты на большем числе АЗС и сделает сжиженный газ еще более доступным потребителю.
- Какова процедура установки модуля на АЗС?
- Вначале обращаемся в местные органы власти за разрешением начать проектные работы, собираем исходные данные, т.е. требования государственных служб, которые должны быть выполнены в проекте. Затем в лицензированной проектной организации заказываем проект. Готовый проект проходит согласования в государственных службах: пожарная охрана, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана окружающей среды и охрана труда.
Это достаточно сложный и трудоемкий процесс, так как в каждой области одни и те же законодательные акты трактуются по-разному. Поэтому иногда судьба вопроса зависит от субъективного мнения чиновника.
- Оборудование для оснащения газового пункта производится в Украине или же оно импортируется?
- Мы используем емкости для хранения газа, которые производятся на предприятии «Сереп», работающем на базе мариупольского завода «Азовмаш». По нашему мнению, они полностью удовлетворяют требованиям безопасности при хранении сжиженных газов.
Каждый газовый модуль может состоять из емкости или емкостей, предназначенных для хранения сжиженного газа. Это может быть одна емкость объемом до 10 кубических метров или две емкости по 5 кубических метров. Основные комплектующие на наших станциях производятся за границей: насосы — в Польше (завод «Гидро Вакуум»), заправочные колонки — в Чехии (компания «Татсуно-Бенч»). Остальные составляющие имеют различное происхождение (как украинское, так и за-рубежное). Необходимо сказать, что на сегодняшний день все установленные на наших АЗС газовые пункты произведены АО «ЛПГ» (г.Киев). Качеством выполняемых работ этого предприятия мы довольны.
- Сколько стоит установить газовый модуль на действующей АЗС и каков срок его окупаемости?
- Оборудование стоит порядка 110 тыс грн. Плюс к этой сумме следует прибавить расходы на согласование проекта и строительство — это еще примерно 30-40 тыс грн. Станция окупается в течение одного–двух лет. Считается положительным фактом, если газовая станция продает от 500 до 1000 л газа в день.
Однако в действительности объемы продаж на разных АЗС очень отличаются. У нас есть объекты, которые в день реализуют до 4000 л. Этот рынок пока только развивается. Ориентировочно сжиженный газ должен быть на 50% дешевле, чем автомобильный бензин А-95. Это необходимое условие развития рынка сжиженного газа как автомобильного топлива.
- Занимается ли «Галнефтегаз» переоборудованием автомобилей для работы на сжиженном газе?
- Мы пробовали, но затем решили, что переоборудовать автомобили должен малый и средний бизнес. Нам сложно конкурировать с ними в этом сегменте. Есть много организационных сложностей, очень широкий спектр комплектующих, и механизм формирования цен на них нам не всегда понятен. К слову, подобное оборудование ввозится в основном из Польши и Италии.
- Кое-кто из операторов рынка нефтепродуктов утверждает, что качество сжиженного газа оставляет желать лучшего?
- Такие утверждения не справедливы. Качество смеси пропан-бутана определяется государственным стандартом ДСТУ 4047-2001. Преимущественно качество газа, производимого предприятиями Украины, соответствует указанному стандарту. Хотя исключения из правил случаются, но они, как правило, редкие.
Необходимо учесть, что Украина экспортирует свой сжиженный газ в Польшу, Словакию и Чехию, и он полностью удовлетворяет требованиям по качеству, принятым в указанных странах. Бывает потребители жалуются на неудовлетворительное качество газа, а оказывается, что проблема не в качестве газа, а в работе газового оборудования, установленного на автомобиле.
- Сжиженный газ в Украине продается на двух аукционах — специализированном и коммерческом. Это нормально?
Конечно, это не нормально. Считаю, что в Украине должен быть один аукцион, где будут покупать сжиженный газ все без исключения участники рынка и на одинаковых для всех условиях. Только тогда результаты аукционов будут отражать реальную ситуацию на рынке.

Поділитись