Корпоративная культура ОАО "Запорожсталь" в действии
21.06.2006

Корпоративная культура ОАО "Запорожсталь" в действии

Диапазон корпоративной культуры отечественных акционерных обществ, вероятно, еще длительное время будет оставаться слишком широким. На сегодня он определяется такими крайними полюсами, как, например, ОАО "Никопольский завод ферросплавов", уже немыслимое без скандалов по поводу общих собраний акционеров и на оных, и, возможно, ОАО "Концерн Галнафтогаз", которое первым в Украине приняло Кодекс корпоративного управления.  

И, тем не менее, далекая от необходимой унификации, украинская корпоративная культура на сегодня вполне позволяет различать ее отдельных представителей не только по уровню, достигнутому тем или иным ОАО, но и по особой, только ему одному присущей стилистике управления, разрешения конфликтов и проведения мероприятий. И, пожалуй, нет более эффективного способа продемонстрировать лицо компании во всех этих ракурсах одновременно, чем общее собрание акционеров.
 Так, некая конфликтная предыстория (а корпоративные конфликты в жизни ОАО -  дело, в, общем-то, естественное) зачастую предвещает как минимум напряженную атмосферу мероприятия или даже натуральный скандал, начинающийся уже во время регистрации акционеров. Некоторое противостояние в их рядах предшествовало и общему собранию акционеров ОАО "Запорожсталь", состоявшемуся в начале июня нынешнего года. Речь идет, разумеется, о назревшем решении увеличить уставный фонд ОАО на 450 млн. грн. до 660,92 млн. грн. путем дополнительной эмиссии 1,8 млрд. простых именных акций номиналом 0,25 грн. Как известно, оно было продиктовано необходимостью
включения в состав ОАО компаний "Торговый дом "Запорожсталь", "Стил Трек", "Торговый дом огнеупоров", "Запорожсталь-Инвест-Торгпром", "Центросталь".
Естественно, это решение, так или иначе, задевает интересы мелких акционеров, доли которых неизбежно размываются. Однако, никому из тех, кто знаком со стилем корпоративного управления, давно сложившимся в ОАО "Запорожсталь", и в голову бы не пришло ждать откровенной конфронтации сторон по этому поводу. Во-первых, потому что существует грамотная организация и слаженная работа служб, ответственных за проведение собрания, и, во-вторых, механизм разрешения конфликта интересов был продуман крупными акционерами заранее. А потому, ни в процессе регистрации, ни в ходе само самого собрания никаких оснований для нервозности или, тем более,
проявлений возмущения просто не было. Совершенно в рабочем порядке миноритариям, которые голосовали против увеличения уставного фонда компании, было предложено продать свои акции до 22 июля 2006 г. А утверждение механизма обмена и выкупа их акций, упирающееся в щекотливый вопрос о цене, было перенесено на более поздний срок.  Собственно говоря, все острые углы, неизбежно возникающие в любых взаимоотношениях, были умело обойдены. Ведь главное в искусстве корпоративного управления - это умение распределить ответственность и организовать ее реализацию. Взять хотя бы такой момент как подсчет голосов нескольких сотен акционеров, разместившихся в двухъярусном зале с отдельным сектором для прессы. Все помещение было условно распределено на сектора, за каждым из которых был закреплен ответственный, подсчитывавший голоса "на своей территории" и передававший информацию в счетную комиссию. В результате собрание, повестка дня которого включала больше десятка
вопросов, удалось провести всего за несколько часов. 
 Особого внимания заслуживает работа юридической службы. Мне, как акционеру (903 акции) предприятия, была представлена вся необходимая информация. И интересно было наблюдать, как статные молодые люди внятно и толково отвечали на интересующие вопросы акционеров во время регистрации.  Естественно, что от толкового хозяина ждут не только высоких доходов и соответствующих дивидендов, на которые, в соответствии с решением собрания было направлено 2% чистой прибыли - 15,275 млн. грн., или приличных бюджетных поступлений и внебюджетных платежей - 616, 632 млн. грн., но и умения, продумав все детали, позаботиться о каждом из присутствующих.
Поэтому представители прессы, давно знакомые с отделом связей с общественностью и СМИ ОАО "Запорожсталь", восприняли предоставленное им на время прохождения собрания рабочее помещение, оборудованное компьютерами с выходом в интернет для оперативной обработки и передачи информации в свои редакции, как нечто само собой разумеющееся.
 Конечно, в соблюдении общепринятых норм корпоративной культуры нет никакого подвига, однако именно в умении компании наполнить его неким неповторимым теплом как раз и состоит ее признаваемое всеми достоинство и уникальность стиля.

Поділитись