Кто напоит лошадей?
22.08.2006

Кто напоит лошадей?

Украинский рынок нефтепродуктов все больше зависит от тенденций в близлежащих странах, что заставляет отечественные НПЗ конкурировать не только друг с другом, но и с импортерами.

Мировые рынки уже не первый месяц лихорадит от увеличения цен на нефть, что является очередным поводом для пересмотра прогнозов макроэкономических показателей. Растущая стоимость черного золота делает особо актуальным вопрос об эффективности его использования, в частности, в сфере переработки и продажи нефтепродуктов. Учитывая особенности ценовой политики, налогов и структуры потребления в различных странах, нефтяные компании будут стремиться перенаправлять потоки сырья (нефти) и продукции (нефтепродуктов) с целью максимизировать собственную прибыль. Данный процесс может негативно отобразиться на Украине, которая, затягивая модернизацию собственной производственной базы, рискует впасть в полную зависимость от внешних игроков.

Хроническая недозагруженность

При номинальных перерабатывающих мощностях украинских НПЗ в 51,1 млн. т нефти в год в 2005 г. загруженность составила лишь 35,8% (18,3 млн. т). По сравнению с 2003-2004 гг. этот показатель снизился на 5,5%. За 7 месяцев 2006 г. тенденция продолжилась. Показатель загруженности сократился до 28,4% (8,2 млн. т), что в первую очередь связано с дальнейшим сокращением поставок российской нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы до 6,6 млн. т (на 29,9%). За счет собственных ресурсов Украина обеспечивает объемы нефтепереработки только на 24%. Соответственно уровень загрузки мощностей нефтеперерабатывающих предприятий сильно зависит от импорта сырья, основным поставщиком которого остается Россия.

"Система налогообложения внутри России делает переработку нефти более выгодной. Поэтому российские производители углеводородов стараются максимально "монетизировать" нефть, предлагая на экспорт готовое топливо, а не сырье. К тому же по ряду технических и экономических причин украинские предприятия имеют более слабые позиции по сравнению с зарубежными коллегами. При таких высоких ценах на нефть отечественные НПЗ нужно серьезно модернизировать, иначе они не смогут работать", - рассказывает Сергей Лизунов, первый вице-президент, управляющий директор ООО "ТНК-ВР Украина". Из 6 заводов, работавших в 2005 г., полноценно сегодня действуют только два - Лисичанский и Кременчугский. По данным украинского объединения по переработке нефти "Укрнефтехимпереработка", Одесский НПЗ был остановлен
в июле прошлого года для модернизации, направленной на углубление переработки нефти, а Херсонский НПЗ подошел к такой черте, когда дальнейшая его работа без коренного обновления стала невозможной. Остановил свою работу и Дрогобычский НПЗ, а Надворнянский работает с перебоями.

Соседская альтернатива

Российским компаниям при прямом экспорте нефти в Украину необходимо уплатить экспортную пошлину в размере $216,4 за тонну (с 01.08.2006 г.), а в случае с экспортом светлых нефтепродуктов - $158,1 за тонну (с 20.08.2006 г.). Существующая разница призвана стимулировать предприятия вывозить готовую продукцию вместо сырья. При этом еще и есть возможность оптимизации затрат, связанных с отсутствием экспортных пошлин между Беларусью и Россией. В таком случае выгоднее экспортировать нефть на перерабатывающие заводы Беларуси без уплаты пошлин с последующей продажей готовой продукции в другие страны, в том числе и Украину. От подобной операции (по сравнению с переработкой на украинских НПЗ) получается двойная выгода. Во-первых, компании платят пошлину в размере $57 за тонну, экономя на каждой тонне $101,1 по сравнению с прямыми поставками из России. Во-вторых, получают дополнительный выигрыш за счет большего выхода нефтепродуктов высшего качества ввиду лучшего технического оснащения беларусских предприятий. Вероятно, в силу этих факторов, объемы поставок нефти на НПЗ Беларуси в январе-июне текущего года возросли на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., достигнув 10,7 млн. т. Хотя в ближайшем будущем беларусский канал поставок может стать менее привлекательным в связи с
начавшимися процессами синхронизации экспортных пошлин между Россией и Беларусью.

Импортное наступление

Несмотря на существенное снижение поставок сырья на украинские НПЗ и, как результат, сокращение объемов выпуска продукции, стабильность на рынке нефтепродуктов удерживалась за счет активизации импорта. "Если в начале 2005 г. на импортные нефтепродукты приходилось лишь 5-7% розничных продаж, то после введения нулевой ввозной пошлины в Украине и роста мировых цен на нефть структура рынка существенно изменилась. Импорт возрос. Он стал занимать до 10% рынка бензина и около 25% рынка дизельного топлива", - отмечает Ирина Зинкевич, заместитель коммерческого директора нефтяной компании "Альфа-Нафта". По данным, предоставленным компанией City Finance, если в 2005 г. в Украину было завезено 1,4 млн. т светлых нефтепродуктов, то за 6 месяцев 2006 г. - более 0,9 млн. т. Непосредственный импорт светлых нефтепродуктов из России (в основном - низкий октан), Беларуси (дизель) и Литвы (высокий октан) составляет порядка 25% от общего объема. В то же время около половины импорта поступает через оффшорные территории (Кипр, остров Мэн, Виргинские острова и др.), что свидетельствует об использовании определенных схем оптимизации налогообложения субъектами хозяйственной деятельности.

Основной причиной роста импорта эксперты называют отмену ввозных пошлин в мае 2005 г. Но мнения относительно подобного шага на отечественный рынок разошлись. По словам одного из экспертов, до мая 2005 г. систему ценообразования было сложно объяснить. Вследствие отмены пошлин рынок стал более либеральным, что открыло доступ дешевым и качественным ресурсам, цены на которые образуются по рыночным принципам. К тому же за последние годы качество бензина украинских НПЗ не изменилось, что негативно отражается на его привлекательности как продукта. "Эта ситуация стимулирует собственников отечественных НПЗ как можно скорее модернизировать свои заводы с тем, чтобы они могли вырабатывать более качественный продукт. Например, дизельное топливо, производимое сегодня в Беларуси, на порядок качественнее украинского, поскольку содержит в 4 раза меньше серы", - отмечает Дмитрий Герасимов, коммерческий директор ОАО "Концерн Галнафтогаз". Иной точки зрения придерживается Сергей Лизунов: "Если раньше украинская нефтепереработка была защищена пошлиной от условий окружающих рынков - России, Беларуси, Прибалтики, Средиземноморья - то сегодня отечественным НПЗ приходится конкурировать не только друг с другом, но и с заводами сопредельных стран". Не развивая собственную добычу и переработку, Украина не сможет рассчитывать на обретение энергетической независимости.

Украинские предприятия не могут на равных конкурировать с импортерами нефтепродуктов из-за более высоких закупочных цен на нефть (по сравнению с Россией и Беларусью) и более низкой глубины перерабатываемой нефти (по сравнению с заводами Румынии, Литвы и других стран). Цена нефти, поступающей в Украину, близка к мировым ценам сортов марки Urals, в то время как нефть, идущая на НПЗ России и Беларуси, на 30-35% дешевле нефти, завозимой в Украину. А поскольку стоимость сырой нефти составляет 80-90% себестоимости продукции, то затраты на украинских НПЗ существенно выше, чем на предприятиях соседей. "Чистые" цены (без налоговой составляющей) на моторные масла в России и Беларуси на 30-60% ниже, чем в Украине. Как отмечается в исследовании объединения "Укрнефтехимпереработка", розничные
цены на нефтепродукты в Украине близки к уровню цен в России и Беларуси исключительно благодаря относительно невысокому размеру акцизного сбора.

Где взять деньги для рывка?

Единственный выход для украинских перерабатывающих предприятий из сложившейся ситуации - либо повысить ввозные пошлины, либо инвестировать в улучшение перерабатывающих мощностей. Согласно данным "Укрнефтехимпереработки", за 2001-2005 гг. в развитие отрасли было вложено порядка 1,37 млрд. грн., что намного меньше реальных потребностей. "К примеру, чтобы поднять уровень Лисичанского НПЗ до уровня Рязанского (один из наиболее современных российских заводов компании ТНК-ВР, производящий топливо стандарта евро-3), потребуется несколько сотен миллионов долларов. Это при том, что Лисичанский завод самый "молодой" в Украине, ему всего 30
лет. На реконструкцию других, технически более отсталых и старых, заводов потребуется сумма от $500 млн. Но, чтобы владельцы НПЗ начали инвестировать в производственную базу, предприятия должны иметь достаточный уровень доходности. Сегодня доходность нефтеперерабатывающего бизнеса ниже, чем уровень инфляции. За пять месяцев 2006 г. рентабельность Лисичанского НПЗ составила всего 0,3%. Если существующие тенденции сохранятся, то в текущем году уровень дохода не компенсирует акционерам их вложения в украинский бизнес. В таких условиях никто не будет заинтересован его содержать, а тем более развивать", - констатирует Сергей Лизунов.

В то же время отмену нулевой пошлины на нефтепродукты нельзя считать панацеей. С одной стороны, это закроет украинский рынок для качественного топлива из Прибалтики (Литвы) и стран Восточной Европы, которое в Украине не производится, а с другой - еще существеннее усугубит сложившуюся ценовую ситуацию. Согласно данным компании UPECO, за 7 месяцев 2006 г. цены уже возросли: на бензин А-76 (80) - на 37,53%; А-92 - на 24,95%; А-95 - на 27,51%. Учитывая объемы потребления бензина и дизельного топлива (в 2005 г. 4,6 и 5,3 млн. т соответственно) недостаток предложения приведет к росту цен. Учитывая, что увеличение стоимости указанных нефтепродуктов на 1 копейку равноценно росту дополнительных затрат потребителей на 120-130 млн. грн. в год, к вопросу изменения пошлин следует подходить продуманно.

Рост топливного пирога

По данным экспертов, в  2005 г. объем рынка нефтепродуктов возрос на 25-30%, достигнув $6 млрд., что в основном обусловлено ростом цен. В 2006 г. этот показатель составит
$8 млрд. Также позитивное влияние на рост рынка имело увеличение парка легкового автотранспорта. В 2005 г. в Украине было продано 265 тыс. новых легковых автомобилей, что на 25% больше, чем в 2004 г. Это влияет на структуру потребления топлива в Украине в сторону сокращения использования низкооктанового бензина А-76 (80) и роста высокооктановых А-94-98. Согласно данным по реализации нефтепродуктов НК "Альфа-Нафта", за 2003-2006 гг. потребление бензина марки А-76 (80) снизилось с 27 до 15%; А-95 - выросло с 15 до 22%; А-92 и дизельного топлива практически не изменилось и составляет 12-14% и 46-44% соответственно. Структура потребления нефтепродуктов в
Украине за I квартал текущего года (по данным Госкомстата) такова: А-76 (80) - 17,9%; А-92 - 30,1%; А-95 - 52%, дизельного топлива - 28,2%. "Стоит отметить постепенный рост потребления нового для Украины вида топлива -сжиженного газа. Его доля в структуре реализации НК "Альфа-Нафта" возросла с 0,5% до 2,2%. Основная причина повышения спроса на газ заключается в том, что он является заменителем бензина А-95. И хотя его расход на 15-20% больше, чем бензина, стоит он значительно дешевле", - добавляет Ирина Зинкевич.

Также среди основных тенденций рынка стоит выделить укрупнение сетей основных игроков через поглощение мелких участников рынка. По данным Госкомстата, за I квартал 2006 г. количество предприятий, осуществляющих розничную торговлю топливом через АЗС, сократилось на 20% - до 1616. "Постепенная глобализация рынка выгодна прежде всего для потребителя, ведь корпоративные АЗС работают согласно принятым стандартам, способны предложить наиболее гибкие условия сотрудничества, гарантируют качество нефтепродуктов и предлагают более широкий спектр услуг", - говорит Сергей Сидоренко, президент нефтяной компании "Альянс-Украина". "Для нефтерынка
Украины присуща еще одна особенность: если на Западе при росте биржевых цен на нефть сразу же растут цены на АЗС, то в Украине лаг может составлять от 1 до 3 месяцев. Это связано с очень высокой конкуренцией на отечественном розничном рынке - никто не хочет поднимать цены первым и терять объемы продаж", - рассказывает Дмитрий Герасимов. 

Стратегические векторы

Сергей Лизунов, первый вице-президент, управляющий директор ООО "ТНК-ВР Украина":
- Отрасль стратегически важна для государства, большинство предприятий нефтепереработки - градообразующие, они выполняют важную социальную функцию в регионах их размещения. От государства требуется просто создать для бизнеса условия, в которых он сможет реализовать свои коммерческие и социальные задачи. Ведь за последние три года нефтепереработка начала выходить из тени и работать по прозрачной системе уплаты налогов. Теперь, когда снизились объемы переработки нефти, снизились и поступления в казну. Особенно от этого страдают местные бюджеты. Для повышения конкурентоспособности отечественных НПЗ необходима комплексная программа действий. Во-первых, выработка такой формулы налогообложения на границе Украины, которая уравновешивала бы возможности внешних и внутренних производителей. В частности, импортную пошлину на топливо можно привязать к ценам на нефть и нефтепродукты. Во-вторых, принятие механизмов, стимулирующих модернизацию НПЗ. Это можно сделать за счет ужесточения экологических требований к продукции и изменения налогообложения оборудования, которое импортируется в целях модернизации.

Ирина Зинкевич, заместитель коммерческого директора нефтяной компании "Альфа-Нафта":
- В настоящее время ситуация на рынке нефтепродуктов Украины достаточно неоднозначна, что обусловлено как внешним фактором (удорожанием сырья на международных рынках), так и внутренними (уменьшением запасов нефти и нефтепродуктов, сезонным спросом).  Долгое время (с мая 2005 г.) именно ввозимые бензин и дизтопливо позволяли
формировать баланс спроса и предложения на украинском рынке. Ведь после прошлогоднего бензинового кризиса и введения налоговых льгот для импортеров украинские НПЗ продолжают сокращать объемы переработки нефти и, как следствие, производство бензина и дизтоплива.  В то же время ценовая конъюнктура на европейском рынке дала возможность украинским НПЗ переосмыслить свои приоритеты. Летом текущего года впервые с момента открытия границы экспорт нефтепродуктов из Украины превысил импорт. Украинские НПЗ увеличили экспорт модернизированного под стандарты ЕС бензина А-92, пожертвовав при этом поставками низкооктанового бензина на
внутренний рынок. К основным экспортерам можно отнести Кременчугский и Лисичанский НПЗ, которые во многом определяют ситуацию на рынке. В результате, возник дефицит предложений на бензин А-76 (80), что и спровоцировало резкий скачок оптовых цен. 

Дмитрий Герасимов, коммерческий директор ОАО "Концерн "Галнафтогаз":
- Российские экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты не влияют на ценовую ситуацию в Украине. Это спекулятивная тема, поскольку пошлина на экспорт российской нефти - инструмент внутрироссийского регулирования прибыльности нефтяных компаний. К примеру, когда цена на нефть возрастает, а себестоимость добычи существенно не изменяется, нефтяные компании начинают получать сверхприбыль, соответственно Россия повышает пошлину с целью перераспределения части сверхприбыли в госбюджет. На мировых площадках, на которых продается российская нефть, цена реализации не изменяется при смене размера пошлины.

Поділитись