Любо? Дорого!
14.12.2006

Любо? Дорого!

Цены на горючее медленно поползли вверх, несмотря на договоренности Кабмина с нефтяными компаниями. Однако значительного подорожания ожидать не стоит - к середине января стоимость бензина А-95 не превысит 4 грн. за литр.

Декабрь принес конец ценовой стабильности на топливном рынке. С 1 по 7 декабря стоимость бензина А-95 примерно в половине регионов возросла на 5-15 коп. за литр. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой компании "НТЦ "Психея". Среди лидеров роста - Днепропетровская и Запорожская области, а также западные регионы. В этих областях стоимость 95-го бензина на заправках возросла до 3,70--3,80 грн. за литр. Таким образом, торговцы нефтепродуктами фактически перестали соблюдать договоренность о фиксировании цен, достигнутую с правительством в начале ноября. Тогда вице-премьер Андрей Клюев договорился с представителями крупнейших производителей и импортеров горючего об уменьшении цены бензина А-95 на 10%, до 3,65 грн. за литр, а дизельного топлива - до 3,60 грн. за литр. В обмен Кабмин пообещал производителям налоговые льготы при модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Начавшееся подорожание дало повод говорить о возможном кризисе на рынке нефтепродуктов. Депутат Верховной Рады Петр Порошенко, член фракции оппозиционного блока "Наша Украина", сделал заявление о грядущем дефиците бензина и "ценовом взрыве" в декабре или январе. Однако, по словам сотрудников нефтяных компаний, ситуация вовсе не является катастрофической.
Компании уже давно были недовольны согласованной с властями стоимостью бензина на заправках. "Цена бензина А-95 занижена", - сказал "Деньгам" сотрудник одной из компаний. Косвенным подтверждением этого мнения была непропорционально высокая цена других видов топлива на АЗС. Например, низкооктановый бензин А-80 стоил на заправках всего на 20 коп. дешевле, чем литр высокооктанового 95-ого. Таким образом, трейдеры пытались компенсировать потерю дохода от продажи бензина А-95 и дизтоплива по согласованной цене. Еще одним тревожным признаком был временный переход на продажу горючего по безналичному расчету в некоторых регионах, а также проблемы с качеством топлива. "Ситуация очень непростая. Это касается и цены, и качества бензина", - говорит представитель другой компании. Поводом же для пересмотра цен стала продолжающаяся нехватка нефтепродуктов в Украине, а также изменение тенденций мирового рынка. Если соглашение с правительством было заключено после длившегося несколько месяцев падения международных нефтяных котировок, то в последние недели нефть несколько подорожала. "Был дефицит нефтепродуктов, а их потребление пока не падает из-за теплой погоды. Кроме того, мировые цены на нефть колеблются", - сказал "Деньгам" Олесь Пограничный, пресс-секретарь компании "Галнафтогаз", которая владеет сетью заправок под брендом "Окко". На основании этих аргументов крупные нефтяные компании обратились к правительству с просьбой санкционировать повышение цен. Бензин А-95 должен стоить 3,95--4,00 грн. за литр, заявили представители компаний на совещании в Министерстве экономики
на минувшей неделе.
Дефицит горючего носит, скорее всего, искусственный характер. Запасов бензина у компаний достаточно, уверяет сотрудник Министерства топлива и энергетики. Однако, по его словам, горючего не хватает только на части заправок в нескольких восточных областях - Донецкой, Харьковской, Луганской и Запорожской. Возможно, компании придерживают бензин, ожидая повышения Кабмином согласованного уровня цен или пытаясь оказать давление на правительство.
Именно массовое исчезновение горючего с заправок весной 2005 года, хорошо запомнившееся владельцам автомобилей, позволило нефтяным компаниям добиться отказа правительства Юлии Тимошенко от регулирования цен. Однако в декабре-январе такой сценарий очень маловероятен, даже если правительство откажется разрешить увеличение стоимости горючего. Сдерживающим фактором являются длительные новогодние праздники - в этот период потребление бензина обычно резко сокращается, что сводит возможность кризиса на нет. А направление движения цен в феврале будет зависеть от ситуации на международных нефтяных биржах.

Поділитись