Май начнется в феврале
01.02.2006

Май начнется в феврале

Главный лоббист удорожания топлива на украинском рынке - компания "ТНК-ВР Украина" - купила российскую нефть для переработки в феврале на 14% дороже, чем в предыдущие несколько месяцев. Независимые торговцы говорят, что в ближайшие пару месяцев топливо подорожает на 10-15%, "если не будет катаклизмов" и если отменят ввозную пошлину.
В "ТНК-ВР Украина" "ЭИ" сообщили, что на февраль цена нефти для переработки на Лисичанском НПЗ выросла до $400-405 за 1 т по сравнению с $350-355 в декабре-январе.
Нефтепереработчики уже приучили всех к тому, что стоимость топлива внутри Украины зависит, как и в Европе, исключительно от динамики цен на российскую нефть (при этом никто не говорит, что в Европе в цене бензина налоги превышают 80%, у нас - около 30%). В пресс-службе "ТНК-ВР Украина" "ЭИ" заявили, что в этом году "есть значительные предпосылки к росту цены", но абсолютные цифры названы не были.
Сейчас в Украине работают четыре НПЗ: Кременчугский, Лисичанский, Надворнянский и Дрогобычский, причем последний возобновил работу только на прошлой неделе. Одесский НПЗ (контролируется "ЛУКОЙЛом") еще летом встал на реконструкцию, и сейчас "ЛУКОЙЛ-Украина" заявляет, что обеспечивает свои АЗС топливом с "лукойловских" заводов в Болгарии и Румынии. Хозяева Херсонского НПЗ (уже давно устаревшего и физически, и морально), насколько известно "ЭИ", с осени 2005 г. предпочитают продавать на заправках "Альянс-Украина" топливо из Кременчуга и, поговаривают, из Лисичанска. Сам завод стоит.
По данным компании UPECO, средние розничные цены на топливо в Украине за прошлую неделю не изменились: низкооктановый бензин А-76(80) стоил 3,04 грн./л; высокооктановые А-92 и А-95 - 3,59 и 3,84 грн./л. Высокооктан подорожал только в Луганской области (там Алчевск). Не изменилась и цена дизтоплива - 3,54 грн./л. В крупном опте, после месячного подъема, цены начали снижаться: А-76(80) - на 8 грн. (до 3581 грн./т), А-92 - на 97 грн. (до 4001 грн./т), А-95 - на 109 грн. (до 4093 грн./т). Дизтопливо подорожало на 12 грн. (до 3849 грн./т).
Динамика цен в опте во многом сейчас зависит от погоды: из-за сильных морозов спрос на топливо был небольшой. В частности, оптовики говорят, что в "морозные недели" на рынке можно было "достать" даже обычно дефицитный продукт государственного Шебелинского ГПЗ. Удорожание "дизельки" опрошенные "ЭИ" участники рынка связывают с ее частичной нехваткой. Мол, ДТ попросту нельзя было слить из резервуаров нефтебаз, где в 20-градусный мороз оно превратилось чуть ли не в кисель. Водители ругались последними словами на все без исключения "дизельные" бренды (сами слышали.- Авт.) и, спасаясь, добавляли в баки чистый керосин, литр которого стоит от 5 до 8 грн./л.
По словам экспертов, на этих базах могло оказаться не зимнее ДТ (благодаря добавкам оно должно выдерживать до 30 градусов мороза), а летнее, куда более дешевое, в которое для снижения т.н. температуры помутнения добавили керосиновую фракцию.
Розничные цены остаются прежними еще и по причине отмены весной 2005 г. ввозных пошлин на топливо - к концу года доля бензинового импорта составила до 50% рынка. Как стало известно "ЭИ", народный депутат Игорь Еремеев, контролирующий "Галичину", активно лоббирует скорейший вынос на второе чтение законопроекта о новом введении импортных пошлин. При этом, по словам знающих людей, у г-на Еремеева налажены хорошие отношения с белорусскими НПЗ, в частности, с Мозырьским. Поэтому активность депутата удивляет экспертов: по их словам, сейчас маржа от продажи импортного топлива доходит до 50-80 коп. на литре. "Дело не в том, с кем у меня хорошие отношения, дело в том, чтобы в Украине завод работал и платил налоги",- сказал недавно "ЭИ" г-н Еремеев.
В "Укртатнефти", "ЛУКОЙЛе" и НК "Альянс-Украина" ситуацию с пошлинами не комментируют. В "ТНК-ВР Украина" также не особо распространяются на сей счет. Известно, что в конце декабря 2005 г. этот вопрос поднимался на встрече вице-президента "ТНК-ВР" Германа Хана и главы "ТНК-ВР Украина" Александра Городецкого с Президентом Украины Виктором Ющенко. Оказывается, "танкисты" просили ввести пошлины, но щадящие. Нефтяники предложили компромисс - сделать так, чтобы доля импорта сократилась до 20% месячной потребности Украины.
На рынке появились слухи и о возможной остановке Лисичанского НПЗ из-за убыточности работы завода. Эксперты сомневаются в убыточности и говорят, что все дело в маленькой по сравнению с импортом маржой. "Прибыль у них есть, но "танкистам" сейчас куда выгоднее завозить нефтепродукты",- сказал "ЭИ" директор по научной работе НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. Он не исключил, что завод может остановиться, поэтому также предлагает ввести пошлины, но дифференцировать их: отсечь или сильно ограничить поставки российского топлива, по качеству не отличающегося от продукции украинских НПЗ, и освободить от пошлины горючее, соответствующее евростандартам.
В предыдущие годы ценовые подвижки на украинском рынке обычно начинались, когда "ТНК" объявляла, что Лисичанский НПЗ становится весной на ремонт. В этом же году, как стало известно "ЭИ", ремонт Лисичанского НПЗ перенесен на середину осени. 
Пресс-секретарь "Галнефтегаза" Олесь Пограничный (компания – крупнейший независимый владелец АЗС в Украине) прогнозирует весеннее сезонное подорожание на уровне 5-10%, при условии отсутствия форс-мажорных обстоятельств. С ним соглашаются и представители сетей WOG и "Укрнефтепродукта". 
Добавим, рост российских нефтяных цен может быть компенсирован снижением в РФ с февраля экспортной пошлины до $160,8 за 1 т с нынешних $179,6. А Российский топливный союз устами вице-президента Евгения Гаркуши прогнозирует, что в 2006 г. рост розничных цен на топливо в России составит 10-11%.
Поділитись