Мелкие компании покидают рынок нефтепродуктов
04.07.2006

Мелкие компании покидают рынок нефтепродуктов

Об этом свидетельствуют обнародованные вчера данные Госкомстата. Эксперты объясняют такую тенденцию концентрацией нефтяного бизнеса, а также упрощением структуры собственности крупных сетей автозаправочных станций (АЗС).

На 1 апреля в Украине насчитывалось 1616 компаний, которые продают бензин и дизельное топливо через АЗС, говорится в сообщении Госкомстата. Эта на 405 компаний, или на 20% меньше, чем тремя месяцами ранее - на 1 января этого года.

Государственная статистика впервые показала такое быстрое уменьшение числа розничных торговцев нефтепродуктами. Ранее их количество уменьшалось, но значительно медленнее. Еще в 2004 г. таким бизнесом занимались 2267 компаний, а в начале этого года их было 2021. Число участников рынка сокращается в ходе концентрации, сообщил Госкомстат. "Уменьшение на 20% количества предприятий в первом квартале 2006 г. свидетельствует о процессах концентрации и специализации, которые проходят в сфере торговли топливом",- говорится в сообщении комитета.

Эксперты согласны с выводом Госкомстата об укрупнении торговых компаний. Такая тенденция наблюдается на протяжении, по крайней мере, последних двух- трех лет, говорит директор консалтинговой компании "НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. Одной из причин ухода компаний с рынка эксперты считают ужесточение конкуренции. "Рентабельность предприятий, у которых малое количество АЗС, ниже, чем у предприятий, владеющих крупной сетью заправок",-  говорит г-н Сапегин. Сейчас быстрее всего наращивает число АЗС компания "Укрнефть", которую контролирует группа "Приват". На 1 мая этого года компания владела 542 заправками, тогда как в начале апреля 2005 г. их было 316.

Вместе с тем, эксперты сомневаются в корректности данных о настолько быстром сокращении числа участников рынка в течение первых трех месяцев года. "Тенденция существует, но это не 20% в квартал. Такой скачок в данных Госкомстата может быть связан с изменением методологии",- полагает исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. Статистика может также объясняться и реструктуризацией бизнеса крупных компаний. "Если раньше было несколько сетей АЗС, оформленных на разных юрлиц, то теперь они переводятся на одно юридическое лицо",- добавляет г-н Куюн. В качестве примера он привел львовскую компанию "Галнефтегаз".

Несмотря на конкуренцию, небольшие компании имеют шанс остаться на рынке, полагают эксперты. "Все зависит от уровня конкуренции, в частности, в конкретном регионе. Если будут бороться за клиента, у них есть шансы",- говорит Сергей Сапегин.

По данным Госкомстата, в январе-марте 2006 г. через сети АЗС населению было продано 591,1 тыс. т бензина и 264,8 тыс. т дизтоплива на общую сумму 3,9 млрд. грн. Эта сумма на 33,6% превышает соответствующий показатель 2005 г. Кроме "Укрнефти" и "Галнефтегаза", крупными сетями АЗС владеют также компании "Альфа-нафта", "Лукойл", "НК "Альянс", "Западная нефтяная группа", "Вик Ойл", "Гефест", "ТНК-ВР".

Поділитись