НА ВОСТОК!
20.08.2013

НА ВОСТОК!

Проехать Украину с востока на запад, заправляясь на одних и тех же АЗС, — еще пару лет назад это было практически невозможно. Сейчас ситуация изменилась. Крупнейшие брендированные сети стали захватывать восточные области — последний неохваченный крупными нефтетрейдерами регион.

Все большие проекты сейчас сосредоточены восточнее Днепра, констатирует директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн. В первую очередь речь идет о сетях «ОККО» (концерн «Галнафтогаз») и WOG (группа «Континиум»). Например, за последние три года в восточных и южных областях открылись 40 новых станций «ОККО». Планы WOG — не менее масштабны. «Для нашей компании, которая уже имеет обширную сеть в западном и центральном регионах, сейчас приоритетом для развития являются именно восточные регионы Украины. В этих областях мы планируем открыть 200-300 АЗС в перспективе двух-пяти лет», — заявил «Инвестгазете» директор розничной сети ООО «Золотой экватор» (WOG) Михаил Романов. Азербайджанская SOCAR Energy Ukraine строит комплексы в Харьковской и Днепропетровской областях — в компании говорят, что «им очень интересны восточные регионы». Другие крупные операторы в этом регионе менее активны. «Лукойл» занят реконструкцией существующей сети, а ТНК после покупки материнской компании государственной «Роснефтью» находится в ожидании будущего вектора развития.

Продвижение брендированных сетей на восток по сути завершает формирование рынка бензинового ритейла в Украине, где четко установятся две тенденции — лидировать будут профессиональные игроки, для которых АЗС — основной бизнес. А большинство небольших сетей рано или поздно отойдут от дел.

Отсроченная экспансия

В отличие от Киева, Западной и Центральной Украины, во многих восточных областях доля крупных операторов ниже средней по стране. Если в Ровенской и Львовской  областях это 95% и 79% соответственно, то в Сумской — только 53%, а в Донецкой и Луганской — всего 29%. При этом значительную часть сегмента занимают игроки, изначально начинавшие бизнес в этом регионе. К примеру, практически все АЗС седьмой по величине сети страны — «Параллели» — расположены в Донецке и Луганске. «Сеть успешно растет и развивается. В 2012 году чистая прибыль в сравнении с 2011-м выросла на 48% — до $7,4 млн.», — сообщила «Инвестгазете» генеральный директор компании Елена Хилиенко. Много на востоке и заправок ТНК, сеть которых начинала развиваться в привязке к Лисичанскому НПЗ (Луганская область).

Остальные игроки, присут­ствующие на этом рынке, значительно меньше. Из небольших сетей в Луганске работает сеть «Восточные ресурсы», а в Донецке — «Аси-Ойл» и «Азовнефтепродукт» — там много небрендированных АЗС. 

Экспансия крупных брендированных сетей на восток не начиналась раньше по простой причине — компании активно осваивались в регионах происхождения и боролись за Киев, не рискуя идти в отдаленный от их нефтебаз регион. «Наша сеть начала развиваться на западе. Оттуда мы «распространялись» по стране. Важно понимать, что заправки не смогут эффективно работать в отрыве от обслуживающей инфраструктуры, поэтому мы не только строим АЗС, но и создаем логистику, базы хранения, лаборатории контроля», — объясняет вице-президент по коммерческим вопросам «Галнафтогаза» Юрий Кучабский. По словам Михаила Романова, пауза отчасти была обусловлена и кризисом. Однако это дало возможность модернизировать формат АЗС WOG, пересмотреть подходы к управлению в компании и набрать темп развития, который позволит сети быстро освоить новый регион.

Дороже денег

По Украине в целом и по восточным регионам в частности наблюдается серьезный разрыв между тем, как увеличивается парк новых автомобилей и как меняется рынок топлива, говорит Юрий Кучабский. «До сих пор значительная часть отечественных АЗС торгуют нефтепродуктами старых стандартов, хотя больше половины автомобилей нуждаются в топливе стандарта Евро-4 и Евро-5», — отмечает вице-президент «ОККО». Однако причина успеха крупных брендированных сетей не только в этом.

Выбирая между АЗС неизвестной марки и крупным заправочным комплексом, водитель, которому позволяют средства, чаще всего выберет второй вариант. Даже если его автомобиль вполне может ездить на посредственном топливе. «Недавно видел картину, очень точно иллюстрирующую настроения потребителей: на крупном заправочном комплексе — целая очередь машин, половина из которых старые. Рядом неизвестная заправка, где бензин копеек на 50 дешевле. И там пусто», — делится наблюдениями из поездки по восточным регионам Сергей Куюн. По его словам, потребители по возможности выбирают не просто точку, где торгуют топливом, а место, где могут почувствовать себя уважаемыми потребителями.

«Автомобилисты рассматривают заправки не только как место для наполнения бака автомобиля топливом, но и как пункт остановки в пути — чтобы перекусить, выпить чашку фирменного кофе, приобрести товары», — по словам Елены Хилиенко, такой формат очень востребован на востоке страны. Соответственно, хорошие перспективы здесь есть не только у «ОККО», WOG и «Лукойла», но и у «Сокара», оборудующего комплексы химчистками и ресторанами. При этом, констатируют игроки рынка, здесь достаточно людей, готовых тратить деньги на заправочных комплексах. Как рассказал «Инвестгазете» Юрий Кучабский, первой восточной областью, куда вышла «ОККО», была Харьковская, которая, кстати, сейчас приносит сети больше всего денег от продаж. Поэтому, констатирует Романов, наиболее перспективны окрестности областных центров с населением свыше одного миллиона жителей — Харьков, Днепропетровск и Донецк.

Восточная экспансия крупных сетей для рынка в целом означает дальнейшее укрупнение бензинового ритейла. Как писала «Инвестгазета», с рынка почти ежемесячно исчезает по небольшой сети. Кроме того, превращение «ОККО» и WOG в общенациональные сети закрепляет еще одну тенденцию — эффективно заниматься бензиновым ритейлом могут те компании, для которых это основной бизнес, а не производная от экспорта или переработки нефти.

 

Инвест Газета

Поділитись