Основные тезисы пресс-конференции Министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко 14 августа 2006 года
15.08.2006

Основные тезисы пресс-конференции Министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко 14 августа 2006 года

О сотрудничестве между правительством, производителями и поставщиками нефтепродуктов
 
В субботу мною была проведена встреча со всеми основными игроками рынка. Это были руководители работающих нефтеперерабатывающих предприятий (Кременчуг, Лисичанск и Надворная), руководитель 'Укрнефти', руководители 'Газодобычи' и государственных предприятий, а также владельцы всех основных сбытовых сетей: 'Галнефтегаз', 'Викойл', сеть, торгующая татарским продуктом.
Общее количество заправок, контролируемое участниками совещания в субботу, составляют около четырех тысяч, т.е. около 60 % рынка заправок Украины.  Предварительно на уровне экспертов было рассчитано оптимальное соотношение цен (учитывая объективные причины роста нефти и рост сбытовой пошлины ($216) со стороны России), и  нтересов потребителей. Был сделан расчет, который исключил спекулятивную составляющую, возникающую, как правило, при мировом росте цен, когда субъекты рынка используют объективные причины, чтобы увеличить собственную прибыль. Задача государства в этом случае - учитывая объективные причины роста цен, отсечь спекулятивную составляющую и обеспечить выполнение интересов потребителей. Были проведены расчеты углеводов с учетом входящей цены на нефть - $475. После проведения расчетов, корректировки и сверки с нефтетрейдерами был подписан протокол совещания у министра топлива и энергетики, согласно которому на эту неделю предельная цена на бензин А95 устанавливается не выше 4,70 грн., а предельная цена дизельного топлива в розницу не выше 4,10 грн.
Участники совещания приняли такое консолидированное решение, подписали соответствующий протокол, который должен быть выполнен в течение сегодняшнего дня. На случай, если заправки, не вошедшие в систему поиска этого решения, не будут придерживаться этого протокола, есть договоренность с оптовыми продавцами - не отпускать продукты этим контрагентам.

О политике по защите отечественного нефтепроизводителя

Сегодня, к сожалению, сложилась ситуация, когда Украина, имея 52 млн. перерабатывающих мощностей, на 30% снабжается импортным нефтепродуктом. К нам закачивается не нефть, которая здесь перерабатывается, а готовые нефтепродукты, производящиеся у наших соседей. Естественно, именно там платятся все налоги, задействуются рабочие места и т.д.  Это явилось следствием непродуманного шага в мае прошлого года, когда при повышении цен на нефтепродукты вместо каждодневной кропотливой работы с участниками рынка, было принято, казалось бы, простое решение - убрать импортную пошлину на ввозимые нефтепродукты. С учетом того, что цена на нефть в России и Белоруссии на 30% (на сумму импортной пошлины) дешевле чем у нас, наш производитель изначально оказался в неравных условиях. На сегодняшний день, 16% бензина и 13% дизельного топлива ввозится из-за рубежа. В итоге, загрузка наших нефтеперерабатывающих заводов резко упала. Были остановлены Херсонский и Одесский заводы. Формальная причина - проведение реконструкции, де-факто - они остановлены из-за того, что не выдержали конкуренции с российскими производителями.  Причем все ссылки на то, что, дескать, надо вкладывать в модернизацию - неоправданны. В техническом отношении российские заводы не намного ушли вперед от нас. Единственная причина - это разница в импортной пошлине в $216, при цене в $475, вы понимаете, что $216 практически 40%-ное неравенство в цене на нефть убивает любую конкуренцию со стороны наших производителей. С одной стороны нам нельзя полностью закрывать границы, это приведет к росту цен на нефтепродукты внутри страны, но с другой стороны, мы должны обеспечить увеличение загрузки от сегодняшнего уровня на 20%.  Примерно такие показатели мы закладываем в меморандум, который будет рассматриваться премьер-министром страны с хозяевами ведущих нефтеперерабатывающих компаний.

О сохранении существующей цены на газ

Были проведены подготовительная работа и предварительные переговоры на высшем уровне между руководством, премьер-министром нашей страны и руководством Российской Федерации показывают, что это возможно. Мы найдем аргументы, которые позволят выполнить это в тех объемах, о которых говорил премьер-министр.

Об аргументах против повышения цена на газ 'Газпромом'

Мы изначально находимся в неравных условиях с 'Газпромом'. И не потому, что есть проблемы с транзитом из Туркменистана. И это тоже есть, но это преодолимо. Главное, что, выйдя на экспорт с ценой с $260, 'Газпром' изначально находится в более выгодном положении. У нас, к сожалению, сегодня нет профицита газа, который раньше позволял нам балансировать все внутренние 'негаразды' и выходить на экспорт. Мы не можем использовать этот аргумент в качестве основного в переговорах с российской стороной. Но у нас есть другие аргументы, которые позволят нам найти компромисс и обеспечить стабильность в новых ценовых показателях.

О международном сотрудничестве 'Нефтегаза Украины'

Сегодня представлен новый руководитель 'Нефтегаза Украины', Владимир Ильич Шелудченко. Это профессионал, имеющий опыт работы в нефтегазовой сфере, он был руководителем Донецкого облгаза, потом был первым заместителем председателя правления 'Нефтегаза Украины'. Он профессионально владеет всеми вопросами, связанными с функционированием нефтегазовой отрасли и наполнением газового баланса. В ближайшее время мы вернемся к договорам, подписанным в свое время с Ливийской Джамахирией. Поскольку динамика в этом отношении утрачена, придется наверстывать и восстанавливать подписанное ранее. Целый ряд вопросов, связанных с повышением сотрудничества в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане будут также восстановлены в ближайшее время. Я думаю, что в течение месяца мы будем готовы сообщить о принимаемых мерах по усилению международного сотрудничества 'Нефтегаза Украины'.

О сегодняшнем состоянии и задачах НАК 'Нефтегаз Украины'

С учетом потери основной составляющей этого бизнеса - торговли газом - мы пересматриваем концепцию существования компании. Она будет заключаться в обеспечении стабильности транзита газа и нефти. Мы намерены увеличить транзит нефти, в ближайшее время мы проведем соответствующие переговоры, поскольку падение транзитной нефти на 12% для нас очень существенная потеря. Нам необходимо эту стабильность восстанавливать. Я думаю, что большие кредиты в размере полтора миллиарда долларов ухудшили положение 'Нефтегаза'. У нас есть механизм, который позволит улучшить функционирование и выполнение задач, стоящих перед 'Нефтегазом'. Компания будет устойчивой и сбалансированной. Я думаю, что в ближайшее время будет произведена корректировка финансового плана. Мы восполним потерю торговли рынка газа другими сферами деятельности, в частности транзитом нефти. Это позволит 170 тысячам ее работников чувствовать себя уверенно и смотреть в завтрашний день спокойно. А страна должна быть уверена, что обязательства, которые несет на себе 'Нефтегаз', не будут переложены на государство.

О роли 'РосУкрЭнерго' в схеме поставки газа

Наличие 'РосУкрЭнерго' является одним из ключевых моментов стабилизации цены. Это механизм балансирования между ценой, предлагаемой 'Газпромом' - $230, ценой, по которой проходит туркменский газ, всеми экспортными составляющими, и ценой, по которой газ продается потребителю. Во всяком случае, понимание в этом отношении есть, и предстоящие переговоры на высшем уровне закрепят эту положительную тенденцию.

Отношение к нефтепроводу 'Одесса-Броды'

Трубопровод должен использоваться в ту сторону, в какую экономически выгодно для страны. Сегодня экономически выгодно и единственной возможностью прокачки на сегодня является прокачка российского ресурса. С учетом динамики роста добычи нефти в Казахстане на 10-12 млн. тонн в год и объемов, которыми заполняются 'Баку-Тбилиси-Джейхан', дополнительное количество каспийских ресурсов после заполнения 'Баку-Тбилиси-Джейхан' появятся через два года. Через эти два года станет экономически выгодно прокачивать нефть в направлении Европы. На сегодняшний день ресурсов на прокачку нет. Кто бы что ни говорил, пока не будут в полной мере заполнены все 50 млн. тонн годовых 'Баку-Тбилиси-Джейхан', у нас не будет ресурса нефти для прокачки и наполнения Одесса-Броды в аверсном режиме. Поэтому я готов еще раз встретиться с журналистами, для того чтобы более подробно рассказать предысторию появления этого нефтепровода и его перспективы с учетом геополитических тенденций, складывающихся в мире с транспортировкой нефти, позиции среднеазиатских стран и интересов собственников нефтяных месторождений. На сегодня ситуация такова, и нам нужно готовиться к тому, что не ранее чем через два года будет выгодно качать каспийскую, точнее сказать, казахскую нефть со стороны порта 'Южный' в направлении Европы.

О газотранспортном консорциуме

Сотрудничество между нашими странами имеет несколько векторов, одним из которых является международный газовый консорциум, причем в том состоянии, в котором мы его подписали осенью 2004 года. А именно - это строительство дополнительных мощностей, задействование стоящих на сегодня газопроводов 'Торжок-Долина-Ивацевичи-Долина' для обеспечения загрузки этих мощностей. Это выгодно для нашей страны, что обеспечивает дополнительных приток газа в газотранспортную систему и не затрагивает интересы существующей газотранспортной системы. Эта составная часть стратегического партнерства, выгодная для обоих наших стран. Поэтому как фактор стабилизации отношений, безусловно он будет учтен.

Об отношениях с Туркменистаном

Туркменистан для нас - стратегический партнер. Товарооборот в объеме 3 миллиардов долларов, я не оговорился, между нашими странами всегда был основой стратегической и энергетической безопасности нашей страны. К сожалению, в последнее время был нарушен стратегически-энергетический баланс. Сначала под видом того, что накопились долги, убрали из оборота товары. Мы вооружения отправляли туда на 100 млн. долларов, объем рынка для наших предприятий составлял почти 800 мллионов долларов в год. Затем вообще утратили прямой контакт с Туркменистаном из-за долгов и несогласованности позиций. Украина утратила контракт как таковой и поэтому ухудшилось проведение всех инвест-программ. Сейчас мы будем вынуждены принимать действенные меры, чтобы восстановить доверие между партнерами, восстановить контракты, которые, я повторюсь, выгодны обеим сторонам. Я думаю, в ближайшее время мы определимся с форматом визита и согласуем его с туркменской стороной. Тем более, что первым замистителем министра топлива и энергетики работает Вадим Прокофьевич Чупрун, который долгое время работал там послом, до этого он работал в НАКе, где отвечал за это направление. Когда мы выйдем на понимание необходимых решений, будут проведены визиты руководителей правительства нашей страны в Туркменистан. Предыдущие, неподготовленные поездки, к сожалению, не имели каких либо положительных результатов для нашей страны. Они являются свидетельствами того, что к работе со стратегическим партнером нужно очень тщательно готовиться и учитывать его позицию. Если просто декларировать свою позицию, настаивать на ней, не учитывая мнение партнера, то, эффект не достигается.

Об участии Украины в разработке российских месторождений

У нас уже идет сотрудничество с Российской Федерацией на газовом рынке Украины - это СП 'УкрГазЭнерго', образованное на базе 'Нефтегаз Украины' и 'РосУкрЭнерго'. Первый этап совместной работы на газовом рынке уже пройден. Следующим этапом должно быть, с одной стороны, обеспечение доступа поставщика газа к собственным ресурсам, а с другой участие в работе сбытовых сетей на внутреннем рынке (это не касается магистральных газотранспортных систем). Это абсолютно европейский подход. Поставщик газа, как правило, ставит за цель попадание к конечному потребителю. Он скупает активы, проводит их консолидацию чтобы обеспечить прозрачность цепочки, начиная от оптовой закупки и заканчивая доведением до конечного потребителя. В этом отношении мы не изобретаем велосипед и не проводим какой-то новый продукт. Мы идем по тому же пути, по которому идет весь цивилизованный мир. Компания, приходящая на рынок страны, проникается его проблемами и более адекватно реагирует на нужды потребителя и на угрожающие мировые тенденции, чтобы обеспечить стабильность внутреннего рынка. Потому что все понимают: если рынок будет стабильным, значить будет длительная работа и будет длительный бизнес. Вот таким образом мы дальше будем поступать.

(Фрагменты. Стенограмма пресс-службы Министерства топлива и энергетики)

Поділитись