Открыть ворота, убрать барьеры
13.02.2006

Открыть ворота, убрать барьеры

Львов - ворота в Европу, но пока слишком узкие для того чтобы обеспечить  свободный обмен товарами. Это особенно хорошо понимаешь, наблюдая за неторопливым движением длинной очереди на пути к самому крупному в Украине таможенному посту Краковец. В ней можно увидеть машины почти всех известных марок - от автомобилей Mercedes, тянущих за собой огромные фуры, до стареньких "Жигулей", до верху груженых челночным товаром. Характерно, чтомашин, везущих  грузы из Украины гораздо больше, чем желающих въехать в страну. С одной стороны, это хорошо: значит, нам есть, что предложить Европе. С другой - заторы на дороге показывают низкую эффективность работы отечественной таможни.

По словам начальника Главного управления экономики Львовской облгосадминистрации Николая Вознюка, то, что Евросоюз подошел к границе Украины, - подарок от Бога. Поэтому одной из стратегий развития экономики области для львовских властей является увеличение количества пропускных пограничных пунктов. До 2015 года планируется открыть пять новых в дополнение к четырем действующим, причем все работы будут сделаны за счет польской стороны.
Близость к границе с Польшей во многом определяет структуру экономики области. Здесь никогда не строили индустриальных гигантов - чтобы в случае чего врагу не достались. Тем не менее, в советское время в области было много небольших приборостроительных заводов точного машиностроения, большинство из которых работали на оборону. Закрытие предприятий военной промышленности после развала СССР ощутимо ударило по экономике Львовской области. Тысячи людей, разом оставшихся без работы, подались на заработки в Польшу, Германию и Россию. Здесь процветает приграничная торговля, а многие украинцы ежедневно ездят в соседнюю страну не только за товаром, но и на работу. Начиная с 1991 года общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику области составляет почти 400 млн долларов или по 144 доллара на каждого жителя. Это очень мало. Новых инвесторов в прошлом году в области появилось немного. Среди причин, тормозящих реализацию новых инвестпроектов, львовяне называют ввозную пошлину на импорт, прошлогоднюю отмену льгот в специальных экономических зонах (СЭЗ), непрозрачную систему продажи земли и неразвитую инфраструктуру.
В последние годы наметилась тенденция создания в области экспортно- ориентированных предприятий, которые работают на привозных комплектующих.
Крупные инвестиции направляются в районы, способные предоставить удобную площадку для строительства и обеспечить производство квалифицированной рабочей силой. Эти два фактора определили выбор компании Leoni, которая несколько лет назад построила в Стрые завод стоимостью 35 млн евро, специализирующийся на выпуске кабельных сетей для корпорации General Motors. Теперь на нем трудятся 2700 работников.
Помощник генерального директора компании ООО "Леони Вайеринг Системз Украина" Андрей Холодян считает, что, создав условия для тех компаний, которые хотят работать на западный рынок, Украина получит дополнительный источник инвестирования: "Мы понимаем, что на Западе велико давление конкуренции, и компании будут двигаться на Восток".

Все стоит на частном капитале

Соседство с Польшей, упрощенная система перехода границы для большей части населения (наличие родственников в соседних государствах) в конце 80-х-середине 90-х годов обеспечили жителям Львовской области сказочные возможности для первоначального накопления капитала, организации и развития собственного бизнеса. Почти все незанятое в промышленном производстве и бюджетной сфере население в той или иной мере участвовало в становлении челночного бизнеса, развитии его инфраструктуры. Постепенно этот бизнес стал обрастать складами, транспортом, гостиницами, недорогими заведениями общепита, фирмами, предоставляющими охранное обслуживание. На следующем этапе начали развиваться цеха по производству товаров народного потребления, в основном, одежды, обуви, трикотажа - и процесс пошел.
В результате в Львовской и соседней с ней Закарпатской областях малый бизнес стал основным занятием и источником доходов большей части населения. Поэтому при переходе экономики страны на рыночные рельсы область обошлась малой кровью. А к моменту окончательного развала социалистического уклада экономики (середина 90-х), в области уже был подготовлен дублер - эффективно действующая экономическая система, которую возглавил новый бизнес-класс: молодой, агрессивный, амбициозный, знающий рынок.
Таких мощных предприятий, как, скажем, в Донецкой или Днепропетровской областях, во Львове нет. Зато процветает малый бизнес: в области работают 85 тыс. небольших частных предприятий (для сравнения, в Днепропетровско й области - всего 20 тыс.).
Местные власти не создают искусственных препятствий для развития частников. Что касается взяток, то все зависит от того, насколько быстро бизнесмен хочет покончить с формальностями, а также от его принципиальности. Например, председатель правления "Кредит Банк (Украина)" Степан Кубив говорит, что не давал взяток при прежней власти, не дает и при этой. Такого давления на бизнес, как во времена всесилья братьев Медведчуков (один был главой Администрации президента Украины, другой - возглавлял Львовскую налоговую администрацию), сегодня нет.
Проблема, характерная не только для Львовщины, но и для всей Украины, - непрозрачная система продажи земельных участков. Для того чтобы земля продавалась на открытых тендерах, необходимо, чтобы Верховная Рада утвердила этот порядок законодательно. Пока же местные органы власти могут  распределять землю так, как им заблагорассудится. По словам генерального директора ЗАО "Трускавецкурорт" Богдана Аксентийчука, в Трускавце горсовет продавал землю по 7 долларов за кв. м, тогда как ее реальная цена в курортной зоне - не меньше 100-150 долларов. А на публичных торгах эта цена могла бы вырасти в несколько раз.
Когда в соседней Польше, инвесторы собираются построить фабрику, государство подводит к этому месту электричество, дороги, обеспечивает автобусную линию. В Украине инвестор обязан не только построить фабрику, но и за свой счет подвести электроэнергию, газ, воду. При этом бесперебойной подачи электроэнергии никто не гарантирует. Польский учредитель фабрики латексных изделий "Перфект" Ежи Коник рассказал, что регулярные отключения электричества сбивают настройки компьютерной системы его фабрики. Еще одной нерешенной пока проблемой для предпринимателей является плохое качество львовской воды. Предприятиям приходится не просто очищать ее своими фильтрами, но и отстаивать несколько суток, что усложняет производственный процесс.

Едим уже свое

Структура промышленного производства Львовской области за последние 15 лет полностью изменилась. Доминирующими отраслями являются пищевая, нефтеперерабатывающая и энергетическая, тогда как раньше доминировали машиностроение, военная и химическая. В машиностроении упадок произошел сразу после развала СССР: если в 80-х годах в общем объеме промышленного производства области эта отрасль занимала до 40%, то сегодня - только 16%.
Однако, в последние годы появилась тенденция создания новых машиностроительных предприятий как зарубежными, так и отечественными инвесторами. И, наконец, наращивает объемы и расширяет номенклатуру производимой продукции легендарный ЛАЗ - Львовский автобусный завод; его новых автобусов и троллейбусов с каждым годом все больше на киевских улицах. Эксперты считают, что вложения в машиностроение будут увеличиваться, соответственно, вырастет ее доля в структуре промышленного производства области.
Быстрее всего в области развивается пищевая промышленность. Ее продукция давно вытеснила с прилавков польские и венгерские товары. Флагманы отрасли -  Львовская кондитерская фирма "Світоч" (принадлежит швейцарской компании Nestle), "Львовская пивоварня" (входит в группу Baltic Beverages Holding), совместное украинско-английское предприятие по выпуску кофе "Галка", Львовский ликероводочный завод.
Стратегическое значение для экономики Львовщины имеет нефтепереработка. Лидером отрасли остается нефтеперерабатывающий комбинат "Галичина". Значение этого предприятия для области трудно переоценить. Например, прошлогоднее снижение производства на этом предприятии на 46%, в связи с закрытием завода на реконструкцию, привело к тому, что общий показатель объема выпуска промышленной продукции упал на 7%. Руководство области надеется значительно увеличить переработку нефтепродуктов на Львовщине за счет строительства комплекса "БродАгроОил", ориентированного на нефтепровод Одесса-Броды. Однако перспективы реализации этого проекта пока туманны.
В области находится один из крупнейших операторов АЗС в Украине "Концерн Галнафтогаз", которому принадлежит сеть из 160 заправок, в основном, расположенных в Западной Украине. В 2003-2005 годах компания на тендерных условиях скупала земельные участки по всей Украине - на них теперь строятся заправки под торговой маркой ОККО. Доля "Галнафтогаза" на розничном рынке топлива составляет 5-6%, а к 2008 году этот показатель будет удвоен. По словам генерального директора концерна Юрия Кучабского, интерес к компании проявляют зарубежные инвесторы. "Наша компания одна из немногих в Украине, которая демонстрирует прозрачность в работе, поэтому мы понятны иностранцам. Примерно 15% наших акций находятся в свободном обращении на рынках Европы. И хотя "Галнафтогаз" не работает на внешних рынках, бренд ОККО, качество нашего топлива и услуг хорошо известны в соседних странах: Польше, Венгрии, Словакии. Когда иностранцы приезжают в Западную Украину, они заправляются на заправках ОККО. Так что наша компания хорошо известна потенциальным инвесторам", - говорит Юрий Кучабский.
Для того чтобы ускорить свое развитие, компании уже недостаточно собственных средств, поэтому она решила в следующем году выйти на IPO (первичное публичное размещение акций) на одной из международных площадок. Скорее всего, это произойдет в Лондоне или Франфурте-на-Майне.
В области стабильно развивается легкая промышленность. Предприятия заключают долгосрочные контракты с зарубежными партнерами на давальческих условиях. Особенно востребована продукция текстильного производства, к примеру, известная в Украине и за рубежом львовская фабрика "Калина" успешно работает как для западного, так и для украинского потребителя.
Новые перспективы открываются у предприятий деревообрабатывающей промышленности. Если раньше они экспортировали только брус и заготовки, то сегодня, как грибы, растут фабрики по производству мебели, паркетной доски и древесностружечных плит.

Вместо СЭЗ - индустриальные парки

Одним из источников роста экономики области может стать создание индустриальных парков. Первый такой парк был зарегистрирован в конце 2005 года: бывшую военную часть "Черляни" разобьют на участки, которые потом будут проданы инвесторам на открытом тендере. По словам главы Львовской облгосадминистрации Петра Олийныка, до 2008 года в области появятся 20 индустриальных парков. Разработкой проекта парка занимаются местные органы самоуправления совместно с облгосадминистрацией. "Берется участок, разрабатывается проект, где указаны и дороги, и коммуникации. В проекте есть подписи всех контрольных служб. То есть бизнес приходит и покупает участок, где все коммуникации уже согласованы. Это понятно и прозрачно. По такому пути пошли Чехия, Ирландия и некоторые другие страны. Это для нас пример", - отмечает Петр Олийнык.
Создание индустриальных парков позволит решить сразу несколько проблем. Поскольку участки будут реализовываться на открытых тендерах, это позволит избежать спекуляций и коррупционных скандалов, связанных с продажей земли. Парки будут расположены на территориях, которые сегодня не используются по назначению: это и бывшие военные части, и аэродромы в Стрые и Скныливе. Создание индустриальных парков привлечет инвестиции в промышленность, что позволит снизить уровень безработицы и увеличить поступления в бюджет.
Успешное развитие инновационных проектов ускорит принятая Верховной Радой в январе новая редакция Закона "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков". Документ определяет основы функционирования небольшого числа украинских технопарков, среди которых расположенный во Львовской области "Яворов". Согласно закону, государство берется дотировать такие проекты. Целевые субсидии устанавливаются в размерах суммы налогов на добавленную стоимость и прибыль, а также ввозной таможенной пошлины на сырье, материалы и оборудование, импортируемые для реализации проектов. Закон предусматривает, что для развития проектов будут привлекаться кредиты Украинской государственной инновационной компании.
Если создание индустриальных парков - новая тенденция Львовской области, то свободные экономические зоны "Яворов" и "Курортополис Трускавец" там существуют давно. СЭЗ "Яворов" появилась на территории Яворовского района Львовской области в 1999 году. Раньше большая часть населения этого района была занята на горно-химическом предприятии "Сірка". Сейчас сера там уже не добывается, о ней напоминает лишь огромный пустующий карьер, который растянулся на многие километры.
Директор администрации СЭЗ "Яворов" Василий Дырда считает, что в такой депрессивный район серьезные инвестиции без предоставления инвесторам льгот не пойдут. После того как в прошлом году правительство во главе с Юлией Тимошенко отменило льготы для СЭЗ, в Яворовском районе так и не начали свою инвестиционную деятельность 24 ранее зарегистрированных предприятия, обещавшие вложить 46,6 млн долларов. За прошлый год в районе не было зарегистрировано ни одного инвестиционного проекта, хотя иностранные компании неоднократно обращались в администрацию СЭЗ за информацией. В  результате за 10 месяцев 2005 года из-за отмены СЭЗ львовский бюджет недополучил более 19 млн гривен. Владельцы уже построенных предприятий разочарованы.
"Мы чувствуем себя обманутыми, поскольку правительство в одностороннем порядке приняло решение об отмене льгот, - рассказал "Эксперту" Ежи Коник. -  По большому счету, нам все равно есть льготы или нет, ведь капитал большой, и мы будем отрабатывать затраты на производство. Но сам шаг - неправильный".
Создание на территории Яворовского района специальной экономической зоны было оправдано: после общего экономического спада и массовых сокращений, вызванных закрытием серного производства, безработица в районе достигала 14-15%. После открытия СЭЗ она сократилась почти вдвое. За это время в экономику района были вложены инвестиции в размере 79,7 млн долларов. Однако теперь дальнейшее развитие СЭЗ проблематично. Для того чтобы удержать инвесторов, государству необходимо разработать компенсационные меры, которые позволят уменьшить потери компаний от ликвидации льгот и сохранить позитивный имидж страны.
Правда, серьезные инвесторы готовы работать и без льгот. "Мы считаем, что создание инвестиционного климата через создание СЭЗ неправильно. Необходимы равные условия для всех инвесторов на всей территории Украины. Мы за то, чтобы вся Украина стала большой свободной экономической зоной", - сказал "Эксперту" Андрей Холодян. Инвестиционная привлекательность страны не должна зависеть только от льгот. По словам исполнительного директора компании "Факро Орбита" Юрия Верхолы, инвесторам прежде всего нужны не льготы, а прозрачные и стабильные законы.

Будущий рай для туристов

Одной из самых перспективных отраслей экономики Львовщины является туризм - уже наметилась тенденция притока сюда инвестиций. Санаторно-курортная сфера области может успешно развиваться в четырех направлениях. Первое – это зеленый туризм или отдых на природе. В Львовской области уже функционируют частные мини-отели в районе Жовквы, Сколе, Озерного и Турки. Всего их насчитывается более 500. Такой вид отдыха становится все более популярным, а средства, вложенные в создание мини-отелей, окупаются за три-пять лет.
Второе направление - горнолыжный туризм. Здесь расположены горно-лыжные курорты Тысовец, Рожанка и наиболее известный - Славское. На его территории находятся 25 туристических баз. За сезон курорт может принять до пяти тысяч лыжников, к их услугам - маленьких частные гостиницы. В этом году здесь начнется строительство первого пятизвездочного отеля "Риксос Славское". Однако в целом горно-лыжные курорты недоинвестированы. Здесь необходимо создавать инфраструктуру, строить подъемники, гостиницы, рестораны, чтобы составить конкуренцию хотя бы польскому курорту Закопане.
Третье - санаторно-курортное. В области расположено множество бальнеологических курортов с лечебными минеральными водами: Трускавец, Моршин, Шкло, Великий Любинь, Борислав. Большинство инвестиций в санаторно-курортную отрасль приходятся на Трускавец и Моршин. Близость области к границе позволяет привлекать туристов из соседних стран: более 50% иностранцев - жители Польши, 15% - Германии.
И, наконец, четвертое - это посещение замков и крепостей Львовщины. По мнению начальника отдела туризма и искусства Львовской облгосадминистрации Андрея Климашевского, передовой европейский опыт доказывает возможность сделать содержание замков рентабельным только в случае создания на их основе целого комплекса помещений разного назначения: залов для конференций, семинаров и бизнес-форумов, мини-гостиниц, ресторанов. Из всех замков области только Олесский замок располагает конференц-залом на 120 человек, а в подвальном помещении замка оборудован ресторан. Большинство старинных зданий находятся в аварийном состоянии: крепость в Уриче представляет собой руины, а Добромильский оборонный комплекс просто разваливается, требует ремонта расположенный вблизи Золочевского Поморянский замок. Привлечение инвестиций в возрождение львовских крепостей - одна из важных задач, которую поставили перед собой местные власти.
Развитие туризма может значительно снизить уровень безработицы в области, который, по официальным данным, составляет 49 тыс. человек. И это без учета более чем трехста тысяч, выехавших на заработки за рубеж, ведь средняя заработная плата на Львовщине не превышает 900 гривен в месяц, что на 15% ниже, чем в среднем по Украине.
По инфраструктурному потенциалу Львовская область входит в тройку лидеров вместе с Киевом и Севастополем. Область обладает развитой транспортной сетью, а по плотности железных и автомобильных дорог занимает первое место по Украине. Львовский транспортный узел находится на самом коротком и удобном пути в страны Центральной Европы и имеет стратегическое значение для Украины. Для процветания здесь есть все необходимое, осталось снять барьеры и открыть ворота.

Поділитись