Переговоры с золотой рыбкой
20.08.2006

Переговоры с золотой рыбкой

Cтремительный рост цен на топливо в начале августа стал первым испытанием на прочность нового состава Кабинета министров. После того как в Донецке и Крыму цена на самый ходовой бензин А-95 перевалила за пять гривен за литр, премьер-министр Виктор Янукович решил лично вмешаться в ситуацию. 'Регулирование будет происходить в рамках украинского законодательства и рыночной экономики', - сообщил премьер на правительственном заседании. Уже через несколько дней в Днепропетровске на АЗС возникли огромные очереди - бензин вновь начали продавать по талонам, заставив жителей вспомнить бензиновый кризис в апреле прошлого года.

Договоренность сквозь зубы

Премьер слукавил, говоря о рыночных механизмах влияния на нефтетрейдеров. Такими механизмами могли быть либо разумное регулирование импорта нефтепродуктов, либо интервенции из топливных запасов, либо то и другое одновременно. Запасы топлива, несмотря на постоянные разговоры об этом, созданы не были. На импорт правительство, по-видимому, возлагает мало надежд. Поэтому решено было воспользоваться проверенным способом, базирующимся на тезисе: если ничего не помогает - поможет меморандум.

К меморандумам с нефтяниками прибегало и правительство Юлии Тимошенко, и Виктор Янукович во время своего первого премьерства. Единственной гарантией того, что подписанты будут придерживаться взятых на себя обязательств, было административное давление. Нерадивым собственникам АЗС устраивали внеплановые проверки, ими чаще, чем обычно, интересовался Антимонопольный комитет. Решение о необходимости нового меморандума было принято в Минтопэнерго12 августа, когда был подписан так называемый протокол о намерениях с нефтяниками. Новый министр ТЭК Юрий Бойко встретился с руководителями крупнейших нефтяных компаний страны - 'Укрнафта', 'Укртатнафта', ТНК-ВР, 'ЛУКойл-Украина', 'Альянс-Украина' и др. В совещании также участвовали собственники более половины АЗС, включая 'Галнафтогаз' и 'Викойл'. В подписанном протоколе была зафиксирована предельная цена продажи бензина А-95 4,70 гривни за литр, дизельного топлива - 4,10 гривни. Эти цифры получены расчетным путем, который учитывает рост цен на нефть для украинских НПЗ в августе до 475 долларов за тонну. Исключена спекулятивная составляющая, которая возникла из-за искусственного ажиотажа на рынке и была стимулирована нефтетрейдерами. Так, представители нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) обвиняют торговцев в том, что они скупают топливо в объемах больших, чем это диктует объективная потребность рынка, с тем, чтобы затем продать его дороже. Топливо будет припасено до очередного витка цен на нефть на мировых рынках. Сегодня такие действия нефтетрейдеров приводят к подорожанию бензина на внутреннем рынке. Месяц назад большинство экспертов считали, что до конца лета колебания цен в Украине будут незначительными. В частности, президент ТНК-ВР Александр Городецкий прогнозировал повышение всего на один-два процента, поскольку оптовый рынок демонстрировал стабильность. В середине июля цена нефти в Нью-Йорке побила новый рекорд, превысив 78 долларов за баррель. Однако украинский рынок подвергся лишь незначительным колебаниям - у нас цены на нефть достигли этого уровня еще в мае. В начале июля бензин А-95 в среднем стоил 4,14 гривни за литр, дизтопливо - 3,7 гривни.

Принятое на совещании Минтопэнерго решение актуально не только для подписавшихся под протоколом, но и для остальных участников рынка. В противном случае им просто откажут в закупках нефтепродуктов. 'Есть договоренность с оптовыми продавцами не отпускать нефтепродукты тем контрагентам, которые завышают цену продажи топлива в рознице', - сообщил Юрий Бойко. Владельцы НПЗ и нефтетрейдеры пока стараются воздерживаться от комментариев в отношении правительственных инициатив, видимо, отрицать спекулятивную составляющую нет смысла. Однако административное давление рано или поздно может обернуться против правительства.

Цены должны упасть

Большинство экспертов склоняются к мысли, что в течение недели-двух цены упадут по объективным причинам: уже началось падение нефтяных котировок на основных биржах. В этом случае подписание меморандума с нефтяниками может обернуться для правительства новой проблемой. Фиксация тарифов на нефть - палка о двух концах. Мировые цены на топливо поползли вниз, на понижение пошли и оптовые цены. По логике это должно будет отразиться и на розничной стоимости горючего на АЗС. Однако, следуя подписанному меморандуму, нефтяники, скорее всего, продолжат торговать бензином по максимально возможной цене. А это вновь вызовет гнев правительства. Но тогда ему придется просить нефтяников больше не придерживаться договоренностей. Такая двойственная политика может вызвать раздражение участников рынка, внешним проявлением которого станет отсутствие бензина на АЗС. Подобные случаи уже были.

Премьер-министр принял эмоциональное, а не прагматическое решение. Меморандум лишь отложит бензиновый кризис, а не предотвратит его появление Хотя от первого экономического провала новое правительство может спасти рынок. 'Думаю, на следующей неделе в Украину начнут поступать огромные оптовые партии нефтепродуктов. Сегодня цены на бензин А-95 на оптовом рынке страны выросли до пяти с половиной тысяч гривен за тонну, а импортные поставки осуществляются по пять тысяч. Поэтому цены должны упасть', - говорит директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. К такому же выводу пришли и другие эксперты рынка. 'Сейчас я не вижу каких-то серьезных проблем, цены выросли, значит, импорт насытит рынок и тарифы стабилизируются. Нынешний рост цен - явление ситуативное', - считает директор компании 'Психея' Сергей Сапегин.

Премьер-министр принял эмоциональное, а не прагматическое решение. Новое правительство хочет быть успешным любой ценой. Поэтому обращается к проверенным способам решать проблемы, считают наблюдатели. Вероятней всего, на этот раз рынок сгладит эффект поспешного решения - интервенция импортных нефтепродуктов не даст взвинтить цены на заправках. Но это лишь отложит кризис, а не предотвратит его появление в зародыше. Не исключен и другой вариант развития событий. Малопрогнозируемые ценовые колебания нефти наряду с ручным регулированием внутреннего рынка могут заложить бомбу, которая в свое время подорвала авторитет Юлии Тимошенко как политика, умеющего адекватно реагировать на проблемы в экономике.

Все дело в НПЗ

Треть используемого в стране топлива поступает из-за рубежа, тогда как украинские мощности вынужденно простаивают. Из-за наметившегося роста цен на сырье ситуация может ухудшиться, что приведет к дальнейшему падению переработки нефти в стране.

'К нам привозится топливо, изготовленное у наших соседей. Там платятся все налоги, задействованы рабочие места. Это результат непродуманного шага в мае прошлого года, когда вместо кропотливой работы с участниками рынка при повышении цен на нефтепродукты было принято решение об отмене импортной пошлины на их ввоз', - говорит Юрий Бойко. По мнению министра, в этом вопросе необходимо искать разумный компромисс, который, с одной стороны сохранит такой рычаг влияния на рынок, как импорт, а с другой - будет учитывать интересы отечественных нефтепереработчиков.

Корень проблемы - неконкурентоспособность украинского бензина по сравнению с импортным. При прочих равных условиях (отсутствии пошлин на импорт или других ограничений) привозной бензин и качественней, и дешевле. Это хорошо понимают в правительстве. На прошлой неделе вице-премьер Андрей Клюев заявил, что Кабмин готовит некий законопроект, 'который позволит быстро реконструировать отечественные нефтеперерабатывающие заводы'. Больше никаких подробностей. Если такой закон все-таки разработают и примут, в благодарность нефтяники будут готовы поставлять топливо даже себе в убыток.

Актуальной осталась и проблема создания в Украине резерва топлива, который есть во многих странах. Так, информация о запасах нефти и нефтепродуктов в США непосредственно влияет на нефтяные котировки по всему миру. Прошлогодний майский указ президента 'О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов' обязывал еще до начала 2006 года обеспечить завершение формирования такого резерва в размере десяти процентов от годового потребления нефтепродуктов. Это решение так и осталось на бумаге. Для создания сильного национального игрока на базе ОАО 'Укрнафта' должна была появиться вертикально интегрированная компания, которой были бы переданы госпакеты акций трех нефтеперерабатывающих заводов. Так планировалось создать систему предупредительных мер, которая стала бы залогом будущей стабильности нефтерынка. Но этого сделано не было.  От того, сможет ли в дальнейшем новое правительство удержаться от эмоциональных шагов и реализовать все здравые инициативы до конца, зависит имидж 'прагматичности' Кабинета Януковича.

Поділитись