Почти ультиматум
20.04.2005

Почти ультиматум

Кабинет министров решился ввести регулирование цен на бензин и дизтопливо. 14 апреля Минэкономики приказом №95 ограничило предельный уровень оптовых цен на бензин и дизтопливо для производителей. Согласно изданному министерством документу, максимальная оптовая стоимость бензина А-95 должна составлять 3528 грн./т, А-76 — 3455 грн./т, а дизтоплива — 2932 грн./т. Минэкономики рекомендовало областным госадминистрациям установить розничную надбавку на топливо на уровне 13%. С учетом такой надбавки цена бензина А-95 на АЗС не должна превышать 2,99 грн/л., А-76 — 2,85 грн./л, ДТ — 2,75 грн./л. Это на 2—9% меньше, чем сейчас на заправках. По данным консалтинговой компании UPECO, вчера, 19 апреля, средние по стране розничные цены составляли: А-95 — 3,29 грн./л, А-76 — 2,89 грн./л, дизтоплива — 3,01 грн./л.

Цены до рекомендованного уровня пока снизили только заправки компании «Укрнефть», контрольный пакет акций которой принадлежит НАК «Нефтегаз Украины», да контролируемые НАКом автозаправки «Экойл».

Попытка немедленно добиться снижения цен на заправках других компаний сразу же вызвала конфликт. Министр экономики Сергей Терехин заявил, что решение об ограничении цен начало действовать с момента регистрации приказа в Министерстве юстиции — с пятницы, 15 апреля. А 16 апреля власти уже начали добиваться его выполнения и оштрафовали одну из киевских заправок «ТНК-BP Украина» за превышение предельного уровня цен. После этого компания остановила на несколько дней продажу бензина и дизтоплива на 51 заправке. Президент «ТНК-BP Украина» Александр Городецкий считает штраф необоснованным: приказ-де должен вступить в силу только 25 апреля — через 10 дней после регистрации в Минюсте. Хотя сам документ, по словам г-на Городецкого, не совместим с намерениями властей Украины развивать рыночные отношения в стране.

Нефтяные компании в понедельник направили премьер-министру Юлии Тимошенко письмо, в котором назвали установленные предельные цены «экономически необоснованными» и заявили, что административные методы регулирования ценовой ситуации могут привести к дефициту нефтепродуктов и разбалансированию рынка. 19 апреля руководители шести крупных нефтяных компаний — «ТНК- BP Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина», «НК Альянс-Украина», НПК «Галичина», «Альфа-нафта» и «Галнафтогаза» — заявили примерно то же на совместной пресс-конференции. По их мнению, торговля топливом по ценам, которые установило Минэкономики, приведет к убыткам. «Если вы купили что-то за гривню, а вас заставляют продать за 50 копеек, вы это будете делать? … Будем, но недолго»,— сказал исполнительный директор группы «Континиум» (НПК «Галичина») Александр Пилипенко.

Гендиректор компании «ЛУКОЙЛ-Украина» Фейруз Исаев оценивает возможные убытки компании в $3,5 млн. ежемесячно. Глава НК «Альянс Украина» (Херсонский НПЗ) Петр Мирошников сказал, что убытки его компании составят $40 на тонне нефти. Производители топлива считают, что подорожание бензина и дизтоплива неизбежно из-за резкого роста цен на сырье — российскую нефть, которая сейчас стоит $300 за тонну, т. е. на 50% больше, чем в январе. Дополнительными факторами подорожания являются начало полного взимания НДС с импорта нефти (с марта после отказа от схем оптимизации налогообложения), повышение акцизов на топливо, а также удорожание ж/д перевозок с 6 апреля. По расчетам компаний, при нынешней цене сырья бензин А-95 должен стоить 3,70 грн./л, А-76 — 3,20 грн./л, дизтопливо — 3,30 грн./л. А в мае-июне российская нефть может еще немного подорожать.

Руководители компаний дали понять, что ограничения могут привести к новому жесткому кризису из-за сокращения или прекращения торговли топливом. «Дальше продавать даже по сегодняшним ценам нечего — уже почти ничего не осталось (из старых запасов), все продали. Все, что будет перерабатываться или закупаться (дальше), будет намного дороже»,— заявил Айк Памбухчян, президент компании «Альфа-Нафта», владеющей крупной сетью АЗС. Похожее мнение высказал и г-н Мирошников: «Мы будем снижать цены на наших заправках только в том случае, если будет снижаться стоимость нефти. Пока такой тенденции мы не наблюдаем».

А компания «ЛУКОЙЛ-Украина» (Одесский НПЗ), в случае «наездов» властей намерена обратиться в суды. «Мы заправки не остановим, это повлечет за собой не только экономические, но и социальные вопросы. … Однако будут вступать в силу наши юристы. Мы знаем, что этот документ необоснован»,— предупредил гендиректор «ЛУКОЙЛ-Украина». Коллег поддержал г-н Городецкий: «Сегодня мы закончили анализ приказа. Мы видим, что он неправовой. Поэтому наши заправки начнут работать, но не в рекомендованных, а в рыночных ценах».

При этом руководство нефтяных компаний многократно подчеркивало, что настроено конструктивно и готово к компромиссам с правительством. «Мы приложим все усилия, чтобы этого (остановки заправок) не было»,— пообещал гендиректор концерна «Галнафтогаз» Юрий Кучабский. «Для бизнеса важна стабильность и долгосрочность. Не нужны сверхприбыли сегодня и сверхпотери завтра»,— добавил президент «ТНК-BP Украина». В качестве компромисса нефтяники предлагают уменьшить фискальную составляющую цены нефтепродуктов.

Но переговоров с правительством пока нет: по данным компаний, власти даже не хотят обсуждать ситуацию. «Последний раз вчера (18 апреля) была попытка встретиться в Министерстве экономики в час дня … нам просто сообщили, что заседание не состоится», — сообщил Петр Мирошников. «Не впрямую, а в кулуарах мы слышим резкие и крайне негативные заявления. Повторяется, к сожалению, ситуация прошлого года, может быть даже в более худшей форме»,— туманно намекал г-н Городецкий. Он напомнил, что в прошлом году во время скачка цен на бензин правительство Виктора Януковича пыталось влиять на нефтяные компании, возбуждая уголовные дела и направляя в офисы компаний вооруженных автоматами милиционеров.

К борьбе с нефтяными компаниями подключились и местные власти. В частности, вчера «Украинские новости» со ссылкой на пресс-службу Киевской горгосадминистрации сообщили, что мэр Александр Омельченко распорядился ввести «предельные торговые надбавки на уровне 13% от оптово-отпускной цены или таможенной стоимости» топлива при продаже его на киевских АЗС.

Своеобразным ответом Кабмина на призывы нефтетрейдеров можно считать постановление Кабмина от 18 апреля: правительство ввело квотирование экспорта украинской нефти и нефтепродуктов в 2005 г., установив нулевые квоты на экспорт бензина и дизтоплива в апреле-мае и августе-сентябре (т. е. запретив вывоз). Установлена также нулевая квота на экспорт украинской нефти до конца года.

Р.S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Антимонопольный комитет Украины возбудил дело по признакам антиконкурентных согласованных действий между ООО «Линос», ООО «ТНК-ВР Украина», ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина», ДП «Литаско-Украина» и ОАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ», а также дело по признакам злоупотребления ООО «ТД „ТНК-Украина“» монопольным положением на рынках нефтепродуктов.

Р.Р.S. Вчера-же стало известно, что «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Группа Альянс» и российско-британская «ТНК-ВР» обратились с письмом к премьер-министру России Михаилу Фрадкову, в котором попросили принять меры по защите их интересов в Украине. Нефтяники предлагают включить этот вопрос в повестку предстоящих переговоров с премьер-министром Юлией Тимошенко. Кроме введения регулирования.

Поділитись