Подорожание бензина в Киеве: кому война, а кому мать родна...
11.08.2006

Подорожание бензина в Киеве: кому война, а кому мать родна...

Повышение цен на горючее наступило в этом году весьма неожиданно. Раньше топливо стабильно дорожало в конце августа или в сентябре - в связи  с началом сезона уборки урожая. Нынешний ценовой всплеск чиновники и большинство экспертов объясняют двумя причинами...

Специалисты сетуют, во-первых, на повышение стоимости нефти на мировых рынках. А, во-вторых, на рекордно высокий уровень пошлин на экспорт российского бензина. "Все зависит от стоимости нефти на мировом рынке. Сейчас в связи с последними событиями на Ближнем Востоке цены на нефть сильно заполитизированы. Также на стоимость влияют прогнозы на сезон циклонов в США и сезонный рост потребления нефтепродуктов в Украине. На основании этого можно ожидать очередного повышения цен на нефть", - сообщил пресс-секретарь "Галнафтогаза" Олесь Пограничный.

"26 июня вступило в силу постановление правительства РФ об увеличении вывозных таможенных пошлин на экспорт светлых нефтепродуктов (дизельное топливо и автомобильные бензины) на 6,53%, до $146,9/т и темных нефтепродуктов (различные масла и мазуты) на 6,59%, до $79,2/т. А с 1 августа экспортная пошлина на российскую нефть побьет новый рекорд и составит $216,4/т", - сообщил нам научный сотрудник Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец.

Причины понятны, повышение цен на бензин выглядит вроде бы логично. Однако не будем спешить с выводами. Давайте разберемся. О том, что Россия собирается повышать экспортные пошлины, было известно еще в начале года. Что должно делать правительство, зная о грядущем повышении цен на стратегически важный продукт? Одно из двух: либо попытаться договориться пошлины не повышать (в обмен на что-то), либо создать запас этого продукта. За счет такого запаса можно будет сдерживать цены, когда цена начнет повышаться.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам "Лукойл-Украина" Владимир Емелин отмечает, что повышение ставок на нефтепродукты не отразится на стоимости горючего, так как импорт нефтепродуктов из РФ невысок. И россиянам элементарно невыгодно завозить топливо в Украину, потому что сегодня цены на нашем рынке значительно ниже котировок Platts, определяющих стоимость импортного топлива и влияющих на формирование крупнооптовой цены в Украине. В итоге нефтяникам из РФ выгоднее везти продукт на экспорт в дальнее зарубежье.

Далее. Нефть мы получаем не только из России. Значительный поток "черного золота" идет из Болгарии и Румынии. Кроме того, Украина имеет и собственную добычу. Почему же дорожает нефть отечественного происхождения? Неужели буровикам стали платить больше?

Удивительно, что несколько прошлых недель из шести нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Украины на рынке функционировали всего два - Кременчугский и Лисичанский. Одновременное закрытие в Украине на ремонт нескольких заводов, похоже, становится традицией. А экспортная ориентация продолжавших работу НПЗ не позволяла им в полной мере удовлетворить спрос на внутреннем рынке.

Сегодня Лисичанский и Кременчугский заводы используют около 60% существующих мощностей, перерабатывая ежемесячно порядка 450 тыс. т сырья, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ с трудом осиливают по 100 тыс. т в месяц (эти предприятия загружены примерно на 50%), а Одесский и Херсонский стоят на реконструкции.

Однако, на мой взгляд, самая главная причина повышения цен на бензин - жадность посредников. Вот простой пример. Предположим, вы решили открыть заправку и запланировали себе уровень рентабельности на отметке 25%. Покупаем бензина по 3 гривни за литр, накручиваем 75 копеек (25%), продаем по 3,75. Разница в 75 копеек - это и есть наша прибыль.

Предположим, оптовые цены на бензин выросли - пусть даже из-за России. Теперь закупочная цена - 3,60. Значит, накручиваем уже не 75, а 90 копеек (25% от 3,60). Розничная цена - 4,50 (3,60+0,90). То есть, в первом случае посредник на одном литре имеет 75 копеек маржи, а во втором, после повышения закупочных цен - уже 90. Выходит, что посреднику, который держит рентабельность на одном уровне, выгодно повышение оптовых цен, поскольку в таком случае он получает больший объем прибыли.

Что мы имеем в Киеве? Подсчитано, что посредник на одном проданном литре имеет прибыль в одну гривну. Покупают по 3,50, плюс 50 копеек накладных расходов, плюс гривна навара - продаем по 5.

В Киеве зарегистрировано почти 600 тысяч авто. Ездят не все, а примерно 2/3 - то есть, около 400 тысяч. Одна машина съедает в среднем за сутки 15 литров (маршрутные такси, грузовики, автобусы - больше 50). Значит, чистая прибыль посредников от продажи бензина в Киеве только за один месяц будет равна 180 миллионам (400.000 авто помножить на 15 литров и перемножить на 30 дней). Это - не считая дохода от "сопутствующей деятельности"...

Нужно принять во внимание, что после открытия границ для импорта крупнооптовые цены снизились, а розничные - нет. То есть, маржа от производителей нефтепродуктов перетекла к продавцам.

Сегодня маржа украинских розничников значительно выше, чем в развитых европейских странах, - владельцы местных станций зарабатывают на продаже нефтепродуктов на 30-40% больше, чем американцы или европейцы.

В нормальных странах государство регулирует цены на стратегические продукты. Форм много, в том числе и административное ограничение уровня рентабельности. Ценовой шок украинским властям можно было бы смягчить, установив - хотя бы временно - максимальную планку "навара" на уровне 15- 20%. И посредник не в накладе (прибыль он все равно получит!), и потребителю не так туго.

Но - увы...

Крупнейшие в Украине нефтетрейдеры огласили свои планы развития розничных продаж топлива. Основное место в них отведено Киеву, рынок которого все без исключения компании считают наиболее приоритетным. Учитывая растущую стоимость земельных участков в городе, по мнению экспертов, это приведет к усилению консолидационных процессов, в результате которых в столице вряд ли найдется место под солнцем для еще работающих мелких трейдеров.

Лидерство по числу собственных АЗС в столице сейчас уверенно держат "Лукойл-Украина" и НК "Альянс". Наиболее агрессивного продвижения в столице в нынешнем и последующих годах эксперты ожидают от "Укрнафты", которая контролируется группой "Приват".

"Заправок в Киеве, в принципе, достаточно. Но в ближайшие несколько лет их число будет возрастать одновременно с ростом города. Темпы количественного увеличения АЗС составят порядка 5-10% в год", - прогнозирует директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.

В условиях, когда заправочный бизнес планирует дальнейшее расширение, украинское государство могло бы безболезненно "остудить рынок", введя административное ограничение рентабельности в случае возникновения резких скачков цен.

Директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин считает, что можно прогнозировать открытие АЗС при торговых центрах и гипермаркетах. Сейчас риэлторы и розничные торговцы топливом только присматриваются друг к другу.

"Их площади - ТЦ и гипермаркетов - позволяют идти по этому пути. При таких АЗС будет достаточно широкий комплекс услуг, начиная от мойки и подкачки шин газом и заканчивая обслуживанием и мелким ремонтом. Все услуги будут предоставляться комплексно с высоким качеством и без необходимости присутствия владельца автомобиля, который в это время спокойно совершает покупки", - заключил эксперт.

Поділитись