Приключения диверсификантов
01.03.2006

Приключения диверсификантов

Нынешний Кабмин не будет становиться на сторону производителей в вопросе ограничения импорта нефтепродуктов. На прошедшей неделе нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) снова обратились к властям с просьбой ограничить импорт нефтепродуктов. Такое предложение было высказано 22 февраля на совещании, которое премьер-министр Юрий Ехануров провёл с руководителями компаний-владельцев НПЗ. Аргументация компаний проста - заводы не выдерживают конкуренции со стороны импортёров бензина и дизтоплива, что уже привело к сокращению объёмов производства. "Мы работаем на грани рентабельности, иногда выходим в небольшой плюс, но чаще – в минус", - сообщил "Профилю" Александр Городецкий, президент компании "ТНК-BP Украина", управляющей вторым по величине Лисичанским НПЗ. Похожую оценку ситуации высказал и председатель правления крупнейшего в стране НПЗ "Укртатнафта" Сергей Глушко: по его словам, сейчас рентабельность предприятия составляет всего 1%. Предлагаемое владельцами заводов введение пошлин на импорт горючего позволит сделать работу заводов более прибыльной, хоть и за счёт покупателей - поскольку приведёт к общему повышению цен. Таким путём компании хотят восстановить свою ведущую роль на рынке горючего, которую они утратили в минувшем году.
Конкурентное полеТрудности нефтяных компаний начались ещё в мае-июне 2005 года после скачка цен на топливо. Импорт тогда стал быстро расти: резкое подорожание и дефицит сделали выгодной закупку горючего за рубежом. Вдобавок Кабинет Министров и Верховная Рада лишили НПЗ привилегированного положения, отменив почти все дополнительные налоги, которые взимались при ввозе бензина и дизтоплива.
В последующие месяцы производители не смогли вернуть утраченные позиции - из-за цен НПЗ проигрывали конкуренцию компаниям-импортёрам. В конце июля 2005 года из-за убытков остановился наиболее технически отсталый Херсонский НПЗ, принадлежащий российской "Группе "Альянс". В августе прекратил работу ещё один завод - Одесский НПЗ. Владелец этого предприятия – российский "Лукойл" - сообщил, что остановка необходима для проведения масштабной модернизации, которая займёт три года. Большую часть второго полугодия простоял также НПЗ "Галичина" (Дрогобыч), который контролирует депутат Верховной Рады Игорь Еремеев. А два крупнейших нефтеперерабатывающих завода - "Укртатнафта" (его совладельцами являются Украина и Татарстан) и Лисичанский (принадлежит российско-британской ТНК-BP) – уменьшили производство горючего.
В итоге прошедший год стал первым годом сокращения производства на нефтеперерабатывающих заводах после пяти лет непрерывного роста. Общий выпуск бензина по сравнению с 2004 годом сократился на 11% (до 4,65 млн. т), а производство дизтоплива - на 17% (до 5,37 млн. т). В импорте горючего прослеживается противоположная тенденция: по данным Министерства экономики, в минувшем году (по сравнению с 2004-м) ввоз бензина возрос на 107% (до 0,57 млн. т), дизтоплива - на 57% (до 0,83 млн. т). То есть импортёрам удалось захватить сравнительно небольшую часть рынка: по подсчётам "Профиля", по итогам 2005 года доля ввезённого дизтоплива составила 16,3%, бензина - 12%.
Однако влияние наличия импорта самого по себе оказалось намного более значительным, чем его рыночная доля: был разрушен сформировавшийся за последние три-четыре года порядок, при котором доминирующее положение занимали несколько крупных нефтяных компаний, в основном российских. Владельцы НПЗ утрачивают возможность влиять на цены, в том числе за счёт регулирования объёмов поставок. Теперь основным фактором, определяющим стоимость горючего, является не цена российской нефти, а оптовая цена готовых нефтепродуктов, которые можно закупить в Беларуси, России и Литве. "У НПЗ был механизм влияния на рынок, но сейчас их влияние ослабло - произошла диверсификация", - сказал сотрудник компании, владеющей сетью автозаправочных станций.
Нынешняя ситуация выгодна средним по размеру компаниям, которые владеют крупными всеукраинскими и региональными сетями АЗС, - "Авиас" и "Сентоза" (принадлежат группе "Приват"), "Альфа-нафта", "Галнафтогаз" (торговая марка "ОККО"), "Западная нефтяная группа" (WOG), "Вик Ойл" и другим. Ранее условия работы розничных торговцев диктовали владельцы НПЗ, а принадлежащие небольшим компаниям заправки рисковали стать объектами поглощения для крупных нефтяных компаний. Но теперь ситуация изменилась. "Есть возможность выбирать поставщиков, поэтому компания чувствует себя более уверенно", - говорит пресс-секретарь компании "Галнафтогаз" (Львов) Олесь Пограничный.
Плата за отсталостьПо мнению экспертов, одной из причин, по которой украинские заводы не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, является разница в налогообложении. В частности, по словам директора консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, пошлина на экспорт горючего из России составляет только 75% относительно размера пошлины на экспорт нефти, что привело к переориентации российского экспорта с сырья на готовые нефтепродукты.
Ещё одной причиной является меньшая эффективность переработки нефти на украинских предприятиях. "На мой взгляд, причина нынешней ситуации с низкой рентабельностью и остановкой ряда НПЗ в Украине в том, что на заводах используются крайне устаревшие технологии. Заявленные ранее планы модернизации производственных мощностей практически провалены", - говорит директор консалтинговой компании "НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. Представители НПЗ не сообщают, какой размер пошлины на импорт нефтепродуктов они предлагают установить. Однако, возможно, речь идёт о поддержке законопроекта, который ещё в декабре приняла в первом чтении Верховная Рада. Этот документ предусматривает введение даже более высоких налогов, чем те, которые были отменены в мае прошлого года. Тогда по решению парламента было прекращено взимание пошлины на импорт бензина А-92 и А-95 в размере EUR15 за 1 т, а по решению правительства отменён специальный сбор в Пенсионный фонд при ввозе нефтепродуктов в размере EUR10 за 1 т. Новый законопроект предусматривает введение пошлины на импорт бензина в размере EUR50 за 1 т.
Принятие этого закона приведёт к росту стоимости импортного горючего. Общий уровень цен повысится, но заводы получат возможность потеснить импортёров. Однако такое решение не будет стимулировать предприятия модернизировать производство. Эксперты обращают внимание на то, что НПЗ, которые были приватизированы не позже 2001 года, до сих пор не занимались крупномасштабной модернизацией, хотя находились в значительно лучших финансовых условиях. Сейчас часть произведённого топлива, которое продаётся фактически по мировым ценам, не соответствует даже заниженным украинским стандартам. В частности, в начале февраля Госпотребстандарт был вынужден выдать временное специальное разрешение для НПЗ "Галичина" и "Нефтехимика Прикарпатья" на выпуск дизтоплива с содержанием серы соответственно 0,65% и 0,5%, хотя обычная норма составляет 0,2%. При этом Госпотребстандарт установил ограничения на продажу этого топлива - использовать его можно только на старой сельскохозяйственной технике.
Власти пока никак не отреагировали на инициативу нефтяных компаний об ограничении импорта. Премьер-министр Юрий Ехануров заявил о своей поддержке только одного из предложений компаний - отмены НДС на ввоз оборудования для модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. "Мы сделаем всё для этого.
Мы векселями пойдём навстречу, мы поддерживаем, что завоз новейшего оборудования в Украину должен быть стимулирован", - цитирует г-на Еханурова агентство "Интерфакс-Украина". По мнению Сергея Сапегина, нынешний Кабмин не будет становиться на сторону производителей в вопросе ограничения импорта нефтепродуктов и решение будет принимать следующее правительство, которое будет сформировано после запланированных на март выборов в Верховную Раду. А Сергей Куюн сомневается, что пошлины помогут нефтяным компаниям. "Если они будут введены, они не будут действовать в отношении импорта из России и Беларуси, поскольку с этими странами заключены договоры о свободной торговле. Но даже если Украина в одностороннем порядке введёт пошлины на продукцию из этих стран, это будет крайне несвоевременно с оглядкой на существующее охлаждение отношений с соседями", - говорит он.
Пока правительство не приняло решения, ценовые тенденции топливного рынка будут зависеть от колебаний мировых нефтяных котировок, а также цен на нефтепродукты в Европе, реагируя на их изменение быстрее, чем во время доминирования крупных компаний. По оценке "НТЦ "Психея", в марте цены не будут расти. На дальнейшее развитие ситуации, кроме мировых тенденций, способна также повлиять и возможная остановка одного из крупных заводов. "Если же произойдёт остановка Лисичанского НПЗ, то нет полной уверенности, что импортёры смогут обеспечить требуемые объёмы поставки нефтепродуктов для удовлетворения возросшего к тому времени сезонного спроса", - утверждает Сергей Сапегин.

Поділитись