Украинские АЗС адаптируются к новым мировым ценам
25.04.2007

Украинские АЗС адаптируются к новым мировым ценам

Рост цен на нефтепродукты сегодня у многих вызывает беспокойство. Их весеннее повышение многие связывают с обострением политической ситуации в Украине. Однако крупные игроки относятся к этому более спокойно и рассматривают повышение исключительно в экономической плоскости. О текущей ситуации на рынке корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал генеральный директор ОАО "Концерн "Галнафтогаз" Юрий Кучабский.
Сегодня многих волнует рост цен на нефтепродукты в Украине. По-вашему, объективно ли повышаются цены?
Наблюдающийся сегодня на автозаправочных станциях рост цен отвечает тенденциям роста цен на нефть и нефтепродукты в мире. По большому счету, в Украине этот рост является запоздалым. Дело в том, что в первом квартале 2007 года операторы рынка достаточно много закупили нефтепродуктов и благодаря этому рынок чуть "перелился". Поэтому, несмотря на то, что мировые цены "ушли" вверх, цены на украинских АЗС оставались более низкими, неадекватно низкими. Сейчас же идет объективный рост цен.
Как вы считаете, до какого предела цены на нефтепродукты будут повышаться?
Исходя из сегодняшних тенденций и котировок в мире, если мы в качестве индикатора возьмем бензин марки А-95, то это не более, чем 4 грн. за один литр. Т.е. это те цены, которые наблюдаются сегодня в Киеве. Как будет дальше? Думаю, что все будет зависеть от цен на нефть и нефтепродукты в мире. Потому что на сегодняшний день рынок страны фактически является открытым. Сейчас в Украину безо всяких проблем, например, дополнительных пошлин, можно завезти импортные нефтепродукты, которые не дадут возможности повысить цены. Например, если кто-то захочет поднять цены выше, украинские НПЗ или какая-то сеть, то любой оператор без проблем за границей покупает нефтепродукты, завозит их в Украину и цены опускаются. В связи с этим я считаю, что рынок полностью адекватен, он не монополизирован. И сегодня мы находимся как раз в ситуации, которая свидетельствует о том, что рынок работает.
Кстати, насколько сегодня операторы рынка корелируют цены с утвержденной методикой формирования цен на нефтепродукты, проще говоря, формулой?
Я считаю очень позитивным, что Кабинет Министров Украины совместно с операторами отработал эту формулу. Она никоим образом не регулирует рынок и в то же время показывает как рынку, так и правительству, существует ли на внутреннем рынке спекулятивная ситуация или нет. Если вы сейчас посмотрите на формулу и на цены, то можно увидеть, что мы еще по росту цен отстаем. Как я уже говорил, отстаем из-за того, что рынок был "перелит". Поэтому, повторюсь, формула адекватно отображает рыночную ситуацию.
Если говорить о текущей ситуации, каковы планы "Галнафтогаза"?
У нас разработаны планы по расширению сети АЗС практически по каждой области. В настоящее время мы двигаемся в центр и на юг Украины. Если же говорить по результатам прошлого года, то мы построили 62 автозаправочных комплекса. В 2007 году мы планируем построить около 100 заправочных станций по всей территории Украины.
В каких регионах сегодня вы сильны?
Фактически у нас сегодня очень сильно сеть представлена в Западной Украине и в центральной части страны, хорошо представлены в Харькове. При этом сегодня мы укрепляемся в Центральной Украине и активно двигаемся на юг и на восток. В итоге планируем, что около 50% АЗС "Газнафтогаза" (ред. - АЗС "ОККО") будет представлено именно в этих регионах.
Коль мы коснулись строительства, то каков срок окупаемости АЗС?
Если говорить грубо о сроках окупаемости наших автозаправок, то на сегодняшний день он колеблется от шести до восьми лет. Соответственно, в среднем срок окупаемости составляет семь лет.
То есть, исходя из этих показателей можно утверждать, что "Галнафтогаз" рассчитывает на долгосрочную перспективу?
Дело в том, что мы строим не дешевые комплексы. Мы не строим просто "качалки-заправки", где продается только топливо, а строим большие комплексы, где есть магазины, хорошая инфраструктура для того, чтобы клиент мог воспользоваться различными услугами, в том числе и мойки, и рестораны. Кстати, на сегодняшний день мы начали строить большие трассовые комплексы. Первые два из них у нас были сданы в эксплуатацию в прошлом году, а третий мы "запустили" на Одесской трассе возле Умани в этом году. И вот на этих комплексах уже есть душевые, даже прачечные, не говоря о ресторанах. На некоторых - там, где это нужно для рынка - есть мойки, большие парковки. Это, поверьте, очень дорогие объекты, которые очень грамотно обустроены для удобства клиента. Естественно, срок окупаемости таких АЗС более длительный.
За счет чего сегодня развивается "Галнафтогаз"?
Фактически сегодня мы развиваемся за счет собственной прибыли, а также за счет кредитных средств, которые мы привлекаем не менее, чем на семь лет от иностранных банков.
Собирается ли в этом году "Галнафтогаз" выходить на рынок заимствований?
Да, конечно же. В этом году мы планируем привлечь не менее, чем $100 млн. Но деталей я пока раскрывать не буду, поскольку соответствующие договоры еще не подписаны.
Бытует мнение, что сопутствующие услуги на АЗС зачастую приносят большую прибыль, чем, например, продажа нетфепродуктов?
Если брать процент от оборота, то прибыльность сопутствующих бизнесов на автозаправочных станциях является больше, чем от продажи топлива. Но в валовом доходе украинских АЗС в настоящее время это составляет всего-навсего 5-7%. Хотя наши люди постепенно привыкают к сопутствующим услугам, а мы надеемся, что эти показатели со врменем будут расти.
Насколько уровень украинских АЗС сопоставим с европейскими АЗС?
Уровень наших заправочных станций полностью сопоставим с европейским уровнем. Более того, если три-четыре года назад мы при проектировании и строительстве заправочных станций где-то копировали западные, то сегодня мы уже разрабатываем свои проекты, вносим свои изюминки, которые нужны нашему клиенту. И нужно сказать, у нас это получается хорошо. Кроме того, должен сказать, что в Украине есть свои нормативы строительства заправочных станций. Но в настоящее время мы уже полностью адаптировали западные проекты и пошли дальше, имеем свои разработки.
Отличается ли наш клиент от западного?
Дело в том, что западный клиент, конечно же, более платежеспособный. Он нацелен на то, чтобы больше тратить денег на услуги, чем наш клиент. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что наш клиент учится и растет.
Не так давно на некоторых АЗС в продаже появился новый продукт, биотопливо "Био-100". Не подумываете ли о том, чтобы и у себя ввести это новшество?
Наша компания поставляет на рынок только проверенные продукты и продукты самого высокого качества. В связи с этим непроверенные продукты мы просто-напросто не продаем. Возможно, в будущем мы поддержим это начинание. Но пока не будет выводов соответствующих органов, пока не будут проведены все необходимые исследования, поскольку это новый продукт, мы не будем экспериментировать на нашем потребителе. Если все требования, которые нужны для этого топлива будут выполнены, то мы, конечно же, будем продавать и его.

 

Поділитись