Введение импортных пошлин вызовет рост цен на топливо и снизит его качество, – эксперт
18.01.2011

Введение импортных пошлин вызовет рост цен на топливо и снизит его качество, – эксперт

Итоги обеспечения рынка нефтепродуктами в 2010 г. показывают оптимальную структуру его функционирования, которая исключает возможность дефицита топлива и обеспечивает максимально объективное ценообразование. Между тем, на сегодня существует ряд рисков, которые могут привести к дестабилизации ресурсного обеспечения рынка и придать ценам импульс к росту.

Как сообщили OilNews в «Консалтинговой группе А-95», устойчивость рынка обеспечена оптимальной структурой наполнения: в 2010 г. доля украинских нефтепродуктов на рынке составила: по бензинам – 60%, по дизтопливу – 59,5%. Соответственно, импортные поставки составили около 40%.

Эксперты «А-95» считают, что доля украинского топлива могла бы быть выше. Во-первых, в 2010 г. капитальный ремонт крупного НПЗ «ЛИНИК» (принадлежит ТНК-ВР) обусловил простой завода на протяжении около 70 дней. Во-вторых, не была ритмичной работа Одесского НПЗ («ЛУКОЙЛ»), что обусловлено изменением Украиной маршрута транспортировки нефти на предприятие в 2009 г. и нерыночной конкуренцией с безналоговым импортером, компанией «Ливела».
По оценкам экспертов группы, в случае полноценной работы данных предприятий доля топлива украинского производства по итогам года составила бы около 65% по светлым нефтепродуктам. Еще одним важным фактором уменьшения доли украинских производителей на рынке стали массированные безналоговые поставки нефтепродуктов через компанию «Ливела» по импорту, в том числе и операторами украинских НПЗ, в частности «Укртатнафтой». При условии отсутствия данных избыточных поставок доля украинских нефтепродуктов могла бы превысить 70%.
Ключевым фактором снижения переработки нефти в Украине и, как следствие, увеличения импортных поставок на протяжении последних трех лет в «Консалтинговой группе А-95» считают систематическую недозагрузку мощностей крупнейшего в Украине НПЗ «Укртатнафта». В свою очередь причиной этого является не рыночная конъюнктура, а мораторий на поставки нефти на предприятие со стороны российских нефтяных компаний после установления контроля над НПЗ группой «Приват». Попытки же наладить альтернативные поставки сырья через морские порты нерентабельны из-за затратной логистики и крайне недостаточных вложений в техническое переоснащение предприятия.
В целом незначительные инвестиции со стороны владельцев НПЗ и, как результат, низкая глубина переработки нефти и недостаточно высокое качество выпускаемых топлив являются одной из ключевых причин упадка данной отрасли и постепенной утраты выпускаемыми нефтепродуктами конкурентоспособности.

Между тем, важной причиной ухудшающегося состояния отрасли также является отсутствие комплексной поддержки со стороны государства. А именно:
- труднообъяснимая бездеятельность государственных органов по отношению к безналоговым и контрабандным поставкам импортного топлива и сырья;
- функционирование неэффективной системы продажи украинской нефти на так называемых аукционах, не обеспечивающих равного доступа всех игроков к этому ресурсу;
- непоследовательная политика в области ужесточения стандартов качества выпускаемого в стране топлива (очередной переход на стандарты Евро-4 и Евро-5 отсрочен до 1 июля 2011 г.);
- полное отсутствие на протяжении двух последних лет лабораторного контроля качества нефтепродуктов (результатом чего во многом является наблюдаемый рост доли фальсификата на рынке).

Настойчивые инициативы владельцев украинских НПЗ по введению заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов в «Консалтинговой группе А-95» считают недостаточно обоснованными, угрожающими экономике и международному имиджу Украины. Основным результатом внедрения пошлин на импорт будет пропорциональный размеру пошлины рост цен на нефтепродукты не только импортного, но и отечественного производства, так как украинские НПЗ не в состоянии удовлетворить спрос на внутреннем рынке. В условиях возобновившегося роста цен на нефть в мире (до $100/барр.) и повышения акцизного сбора на нефтепродукты в 2011 г. (в среднем на 40%) внедрение пошлин может привести к увеличению цен на бензин А-95 до уровня свыше 10 грн/л, дизельного топлива – свыше 9 грн/л. Параллельно следует ожидать ухудшения качества бензина и ДТ на автозаправочных станциях за счет уменьшения высококачественного импорта и вынужденного поиска потребителями более дешевого предложения.

«У правительства Украины сегодня есть достаточный набор инструментов для сбалансированного развития нефтеперерабатывающей отрасли с учетом интересов не только владельцев заводов, но и потребителей топлива, – резюмирует директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. – Пошлины разрушат диверсифицированную систему поставок топлива в Украину, приведут к росту цен и тем самым к новому витку инфляции».

Как сообщал OilNews, Министерство энергетики и угольной промышленности 4 января 2011 г. направило повторное письмо первому вице-премьер-министру, министру экономического развития и торговли Андрею Клюеву о необходимости введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов. Письмо в точности дублирует документ, который в начале декабря Минэнерго направило премьер-министру Николаю Азарову. Несмотря на получение к тому времени отрицательных заключений от Минфина и Минэкономики, Минэнерго сопровождает свое письмо вице-премьеру теми же информационно-аналитическими материалами, которые были признаны Минфином и Минэкономики не отвечающими действительности.
Поділитись